Написал новость: Opanasenko
Валерий Подорога стал лауреатом премии Кандинского-2015 в номинации «Научная работа»
Он получил приз за рукопись «Второй экран. С. Эйзенштейн и кинематограф насилия».
Валерий Подорога. Источник: culture.ru
Жюри в составе Екатерины Андреевой, Екатерины Бобринской, Екатерины Вязовой, Елены Петровской и Андрея Толстого объявило лауреата премии Кандинского-2015 в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства». Им стал философ Валерий Подорога за рукопись двухтомного труда «Второй экран. С. Эйзенштейн и кинематограф насилия». В рецензии на рукопись философ Олег Ароносон пишет: «Рукопись будущей книги Валерия Подороги представляет собой многолетнее исследование, фрагменты которого появлялись в разных научных изданиях в виде отдельных статей, но до сих пор так и не были оформлены как единое целое. Именно с фигурой выдающегося режиссера были связаны многие теоретические и методологические размышления Валерия Подороги начиная с 90-х годов прошлого столетия. И вот, наконец, перед нами рукопись, состоящая из двух томов, переработанных прежних текстов и ряда совершенно новых, а также обстоятельного введения, где автор объясняет свой способ работы с материалом, а именно — с текстами, рисунками, фильмами Сергея Михайловича Эйзенштейна, и чем этот способ работы отличается и от привычного биографического подхода, и от разного рода спекуляций на темы творчества великого художника. <...> Не вызывает сомнений, почему именно Эйзенштейн стал той фигурой, которая на протяжении многих лет привлекала философа. Эйзенштейн по-прежнему часть нашего времени. Он и воплощает в себе уникальное знание, настоящую энциклопедию мировой культуры, но при этом внутри этой культуры он обнаруживает фигуры ее ограничения и самоотрицания, требования возврата к наивности и жестокости детства, к насилию архаического ритуала и логике первобытного мышления, к экстатике религиозной и сексуальной… Но режиссер не просто размышляет на эти темы, он воплощает гипотезы на практике, создавая своеобразные мыслительные пластические образы, образы-воздействия. Но чтобы увидеть это, необходима тщательная работа, такая которая проделана Валерием Подорогой, увидевшем в Эйзенштейне потенциал открытия аналитического инструментария для описания логики современного мира».
Валерий Подорога (р. 1946) — доктор философский наук, профессор, главный научный сотрудник, и. о. заведующего сектором аналитической антропологии Института философии РАН, руководитель Центра аналитической антропологии РГГУ. Автор шести книг и около 200 научных работ. Лауреат премии Андрея Белого (2002). Живет и работает в Москве.
ВВЕРХ
|