Написал статью: Opanasenko
Символизм в живописи
Символизм в живописи
Изначально древнегреческое слово «символ» означало монетку, которая разделена надвое.
Двое людей, которые имели по половине этой монетки, при встрече могли узнавать друг друга, путем сложения обеих частей между собой. Тем не менее, с течением времени символ из обычного опознавательного знака стал одним из самых сложных глубоких и емких понятий мировой культуры философии и искусства. Тематику символизма в живописи нельзя уместить в рамки определенного направления, манеры, школы, стиля ….
Символизм, как направление изобразительном искусстве складывался в одно время с символизмом в литературе 60-70 годов XIX века, в эпоху «fin de siecle», называемую ее культурологом Максом Нордау, или декаданса. Тем не менее, характерные черты символизма обнаруживаются намного ранее: вся живопись и иконопись средневековья характеризовалась глубоко символическим характером.
Колоссальное влияние на возникновение символизма выразила романтическая эстетика к. XVIII — н. XIX столетия, которая основана на классической философии Германии и особенно, на идеализме И. Канта. Он утверждал, что нашему разуму приемлемы только феномены, то есть лишь то, как этот предмет представляется в восприятии нашими органами чувств. Непосредственно, природа предмета непостижима. Тут, человеческому разуму, блуждающему во тьме, и приходит на помощь символ. Он призван выразить умопостигаемый смысл явлений и порожденпрозрением художника.
Художники символисты
Анри Фантен-Латур, Арнольд Бёклин, Виктор Борисов-Мусатов, Виктор Васнецов, Густав Климт, Гюстав Моро , Джордж Фредерик Уоттс, Жорж Лякомб, Зинаида Серебрякова,Константин Васильев, Константин Сомов, Константин Юон, Константинос Партенис,Кузьма Петров-Водкин, Мартирос Сарьян, Микалоюс Чюрлёнис, Михаил Врубель,Михаил Нестеров, Морис Дени, Мстислав Добужинский, Николай Рерих, Одилон Редон,Пьер Пюви де Шаванн, Сергей Судейкин, Уильям Блейк, Уильям Холман Хант, Фелисьен Ропс, Фердинанд Ходлер, Франц фон Штук, Эдвард Мунк, Ян Тороп, Яцек Мальчевский.
Развитие.
Любовь, смерть, страдание – так называемые вечные темы, главные мотивы символизма в изобразительном творчестве.
В произведениях Тома Ганса, к примеру, в его иллюстрации к «Кольцу Нибелунгов» Вагнера осуществился сам дух седой немецкой древности. Мы созерцаем Хагена, или же Брюнхильду в рогатых шлемах, латах и с развевающимися косами, пронзенного копьем Зигфрида… Тут все эпично, незыблемо, вечно, как и сама великая «Песнь о Нибелунгах», которую Гейне неспроста называл «свиданием готических соборов», но наряду с этим ощущается и какой то надлом, вычурность, стилизация, — так характерны особенности для символизма.
Ярко изображенное стремление к символизму можно наблюдать в конце 1880-х годов в полотнах известного импрессиониста П. Гогена и его «понт-авенской» школы: (Э. Бернар, Л. Анкетен и прочие). Теперь понт-авенцы созывали художника придерживаться «таинственных глубин мысли». Они старались воплотить необходимые символы в самом характере пластической формы, опираясь на живописную систему так называемого синтетизма, упрощающей и обобщающей формы и линии, которая также ритмически размещала крупные цветовые плоскости, прибегая к чёткой контурной линии, что впоследствии, начнет изображать неотъемлемые черты символизма в России.
Модерн.
Символизм в живописи в 1890-х годах получил надежное подтверждение в эстетике стиля «модерн». Как течение символизма модерн вырабатывали: группа «Наби» во главе с П. Серюзье и М. Дени (Франция), Ф. Холдер и Г. Климт (Австрия), Ф. фон Штук, М. Клингер (Германия), А. Муха в Чехии, Ф. Кнопф, и латемская школа во главе с Ж. Минне в Бельгии.
Основная особенность живописи модерна – это ее неотделимость от орнаментики.
Те же мучительно надломанные изгибы узоров моерна проявляются и в их извивающихся волосах, и в характере складок одежды персонажей полотен. Эта жанровая сцена как — будто записана в орнамент и продлевает и дополняет его. Зачастую благодаря уплощающей черной обводке объемно вырисованного изображения достигается эффект единения картины с орнаментом.
Однако, если бы живопись модерна поддается только стилю Бердслея, то была бы слишком однообразна. Модерн — прежде всего течение символизма в искусстве Европы. Для него характерны черты синтетизма, или возможно даже наивного творчества, к примеру, на полотне Г. Шида «Танго», в которой восхищенный мужчина во фраке и обнаженная, танцующая с ним, женщина изображены в откровенно облегченной, практически детской манере. Также, в модерне не обошлось и без техники импрессионизма. И если, например, изысканные изгибы женского тела в «Дне» Фердинанда Холдера походят на картины Бердслея, то «Даная» его соотечественника Густава Климта скорее вынуждает припомнить Ренуара, или даже Тулуз-Лотрека.
ВВЕРХ
|