Написал статью: Opanasenko
Сюрреализм в живописи
Сюрреализм в живописи
Отличительной особенностью сюрреализма является использование парадоксальности сочетаний форм и иллюзий. В нем умело совмещается сон и реальность, настоящее и вымышленное.
Художники-сюрреалисты вдохновились идеей – революцией собственного сознания.
И искусство выступило, по их мнению, инструментом для этого.
Смесь философских учений является характерной особенностью теории сюрреализма.
Интуиция (по утверждению философа Анри Бергсона) есть единственное средство в познании истины и на этой идее появляется искусство, где окружающая нас реальность воспринимается в форме «индивидуального виденья», а не как логическое понятие. Сам процесс творчества имеет мистический, иррациональный характер. Модное в то время учение о психоанализе Зигмунда Фрейда оказало большое влияние на эстетику сюрреалистов.
В 1917 году французский поэт Гийом Аполнер впервые упоминает понятие «сюрреализм». Но лишь в 1924 году сюрреализм получает теоретическое обоснование в «Первом манифесте», который написал Андре Бретон.
Художники сюрреалисты
Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Андре Массон, Аршил Горки, Бальтюс, Вангел Наумовски, Вифредо Лам, Вольфганг Паален, Джорджо де Кирико, Жак Эроль, Жан Арп,Жоан Миро, Жорж Папазов, Здзислав Бексиньский, Ив Танги, Макс Эрнст, Ман Рэй,Мауриц Корнелис Эшер, Михаэль Сова, Октавио Окампо, Пауль Клее, Поль Дельво, Рауль Юбак, Ремедиос Варо, Рене Магритт, Франсис Пикабиа, Фрида Кало, Хедда Штерн, Хорхе Кастильо, Эрнст Фукс, Яцек Йерка.
По теории сюрреализма истинную человеческую сущность и окружающее его мироздание могут отразить «только интуитивные, бессознательные чувства».
Галлюцинации, бред, сны – вот то, что можно по мнению сюрреалистов объединить с действительностью, получив при этом абсолютную реальность – сверхреальность.
Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей. Прогрессивную, ищущую молодежь, которая стремиться к преобразованиям в обществе, объединяет сюрреализм. Опостылевшая действительность отступает от желания иметь полную свободу творчества и мысли. Многим казалось, что сюрреализм преодолеет разрыв между обществом и художником, возвышая второго над действительностью.
«Чистый психологический автоматизм» — это то, что стало основополагающим методом в сюрреализме, при котором художники переносили на полотна отрывочные изображения вымышленных и реальных предметов в самых невообразимых сопоставлениях. Создавая на картинах надуманные иррационалистические представления, художники лишили картины эмоциональности, внутреннего содержания.
Этот подход стимулирует изобретение нового приема изображения: расклеивание, натирание, снятие верхнего слоя красок на картине, копчение и т.д.
Благодаря технике «ready-made» и коллажам создаются образы абсурдные и противоречивые.
К ведущим мастерам сюрреализма на начальном этапе становления этого направления в искусстве (20-е годы ХХ века) относят Макса Эрнста, Жоана Миро, Андре Массона и Ива Танги. Десятилетие спустя сюрреализм приобретает признание в мировом искусстве. Ряды пополняются такими именами как Магритт и Дали.
Кризис движения вызвала Вторая мировая война. Большинство художников эмигрируют в США. После окончания войны сюрреализм вновь активизирует свою деятельность. Главное первенство принадлежит Сальвадору Дали.
К 70-м годам ХХ века сюрреализм отходит в прошлое, оставляя нам в наследие свои принципы, которые актуальны и поныне. Сюрреализм в наше время глубоко проник в сценографию, дизайн, отразился во многих авангардных направлениях искусства.
Современный сюрреализм в высокой степени видоизменился. От него остается только внешняя сторона – фантасмагория.
Бессознательные страхи, комплексы, фантазии, глубинные переживания и экспрессия игнорируются. Ушла в небытие та часть сюрреализма, которая делала его таким притягательным, таинственным и важным.
ВВЕРХ
|