Написал статью: Opanasenko
ПОП-АРТ в живописи
ПОП-АРТ в живописи
ПОП-АРТ от англ. popular art – общедоступное, популярное искусство — направление в искусстве к. 1950-х – н. 1970-х. Возникло как оппозиция беспредметному абстракционизму и знаменовало обращение к концепции нового авангардизма.
Представители поп-арта объявили свою цель – «возвращение к реальности», однако, реальности которая уже опосредована масс-медиа.
Истоками их воодушевления были: реклама, глянцевые журналы, телевидение, фотография и упаковка. Направление поп-арта вернуло предмет в искусство. Однако, это не был предмет, который опоэтизирован художественным видением, а предмет, который связан с современной индустриальной культурой, особенно, с современными формами информации (кинематограф, телевидение, печать).
Последние технические приемы, которые были позаимствованы из промышленной рекламы и дизайна: фотопечать, включение реальных предметов, использование диапроектора, содействовали «обезличиванию» персональной творческой манеры художника и «раскрытию эстетической ценности» экземпляров массовой продукции.
Зародился поп-арт в Англии.
Французские и американские художники достигли наибольшей известности. В Германии, Италии и даже в СССР, который в тот период был отделен от прочего мира «железным занавесом», появились сходные направления.
Художники поп-арта
Алекс Кац, Андре Дерен, Анри де Тулуз-Лотрек, Анри Мартен, Анри Матисс, Анри Эдмон Кросс, Винсент Ван Гог, Гвен Джон, Гюстав Луазо, Джаспер Джонс, Жорж Леммен, Жорж Лякомб, Жорж Сёра, Игорь Грабарь, Йожеф Рипль-Ронаи, Камиль Писсарро, Константин Малеас, Константинос Партенис, Максим Мофра, Моис Кислинг, Морис де Вламинк,Морис Дени, Морис Прендергаст, Морис Утрилло, Пётр Кончаловский, Панаиотис Тетсис, Поль Гоген, Поль Сезанн, Поль Серюзье, Поль Синьяк.
Зарождение поп-арта
Несколько художников, критиков и архитекторов при Институте современного искусства в Лондоне в 1952году образовали «Независимую группу», которая изучала городскую народную культуру и современные технологии.
Художники Эдуард Паолоцци и Ричард Гамильтон стали изучать «имиджи» массового искусства. Феномен «массовой культуры» использовал различные способы исследований – от лингвистического до психологического.
Исследования проводили на основе американской культуры. Члены группы ощущали смешанные чувства восхищения и иронии. Эдуард Паолоцци и Ричард Гамильтон создали композиции-коллажи в наибольшей степени из популярных тем рекламы и печати новейших промышленных изделий.
Критик Лоуренс Аллоуэй, член этой группы, предложил термин «поп-арт» для выражения нового явления живописи.
В Лондоне в 1956 году состоялась выставка «Это – завтра», в которой были представлены фотографии кинозвезд Голливуда и кадров из фильмов, которые увеличивали до размера киноэкрана.
По завершению выставки к группе присоединились выпускники Колледжа изящных искусств: Рональд Китай, Питер Блейк, Дэвид Хокни и другие.
Художники последовательно превращались из интеллектуалов-исследователей в апологетов массовой культуры, проповедников новой эстетики и нового образа жизни, который основан на анархическом идеале свободы, новом принципе морали и рок-музыке: П.Блейк оформлял альбом Битлз 1967 г. Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера, а обложку Белого альбома(1968) создал Р.Гамильтон.
Поп-арт в Америке
Идеология равноправных возможностей и товарный фетишизм в США привели к тому, что конец 1950 годов поп-арт получил широкое продвижение в американском искусстве. Международная известность поп-арта пришла благодаря художникам как Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Джэспер Джонс, Том Весселман, Джеймс Розенквист, Энди Уорхол и Клаас Олденбург.
Энди
Банка супа «Кэмпбелл», Энди Уорхол
Мэрилин Монро, Энди Уорхол
Художники реабилитировали мир красоты банального, в их произведениях прослеживается гордость тем, что торговля Америки создала такие товары, которые всегда дешевы, хороши, равнодоступны. Их искусство – это памятник товарам и социальному равенству, ведь когда мы употребляем продукт, мы идентифицируем себя с любым другим потребителем этого продукта.
При таком различном подходе общим было то, что перенятый «имидж» массовой культуры вмещался в иной контекст, изменял масштаб, материал, обнажал технический метод или прием, выявлялись информационные помехи. В связи с этим изначальный образ иронически перетолковывался и удивительно преобразовывался.
ВВЕРХ
|