Написал статью: Opanasenko
Неоклассицизм в живописи
Неоклассицизм в живописи
Термин «неоклассика» принят в современном искусствознании для определения различных по идеологическому содержанию и социальной направленности художественных явлений XIX-XX веков, присущим обращение к обычаям античного искусства, творчества эпохи Возрождения или классицизма. Сам термин «неоклассицизм» используется также для определения классицизма в искусстве XVIII — XIX веков, в отличие от обозначения классицизма XVII — XVIII веков. Происхождения неоклассицизма обусловлено тяготением противопоставить некие «вечные» ценности эстетики противоречивой и тревожной реальности. Идейный и формальный строй течения, основанного на поиске непосредственного сходства художественных произведений реальности, в неоклассицизме противостоят величавость и идеальность форм и образов, которые «очищенны» от конкретно-исторического содержания.
Неоклассицизм — течение в архитектуре и изобразительном искусстве конца ХІХ – начала ХХ веков, которое возродило интерес ясной пластической форме, к достоянию античности и Ренессанса.
В живописи термин «неоклассицизм» содержит более широкий круг различных художественных направлений. Отдельные, предвосхищающие неоклассицизм, моменты ощущаются уже в искусстве прерафаэлитов (с середины XIX века), однако, впервые как целостное явление он выявился в теоретических пониманиях и практике представителейнеоидеализма Германии (с 1870 годов.), которые усмотрели в пластической чёткости и монументальности классического творчества способ для преодоления «хаоса» реальности.
Для неоклассицизма к. XIX – н. XX вв., который распространился в характере одного из вариантов воздействия на импрессионизм, характерно соединение определенных позднеакадемических течений с программным следованием принципу античного творчества (обычно, периода архаики), иногда — искусства эпохи классицизма и Раннего Возрождения; примечательно для этого времени также плотное соприкосновение неоклассицизма и стилистики «модерна».
Неоклассицизм в различной степени относится к искусству таких мастеров к.XIX – пер. пол. XX веков, как: скульпторы Э. А. Бурдель и А. Майоль во Франции, К. Миллес в Швеции, А. Г. Вигеланн в Норвегии, А. Т. Матвеев, Конёнков С. Т., С. Д. Меркуров в России, И. Мештрович в Югославии, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии, З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев в России, П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Франции.
Отношение к неоклассицизму раскрывают и некоторые направления в живописи 20-30 годов, которые возникли как реакция на футуризм, экспрессионизм и кубизм: регионализм в США, метафизическая живопись в Италии, «неоэнгризм» П. Пикассо во Франции, которая отличалась от перечисленных направлений своей гуманистически-идиллической тональностью. Арсенал художественных средств неоклассицизма использовали официальным творчеством фашистского режима для создания ложномонументального напыщенно- патетического образа, который воплотил культ силы и «сверхчеловека».
Художники неоклассицизма
Ангелика Кауфман, Бенджамин Уэст, Вильям Адольф Бугро, Владимир Боровиковский,Джованни Баттиста Пиранези, Джозеф Райт, Джон Синглтон Копли, Жак Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов, Михаил Шибанов, Пьер Поль Прюдон , Пьер-Нарцисс Герен, Фёдор Алексеев, Франц Ксавер Винтерхальтер.
Мастера неоклассицизма России осмысливали себя стражами традиций русской культуры, утверждали свои правила в полемике с авангардистами (публикации журнала «Аполлон»).
В изобразительном искусстве неоклассицизм показался в искусстве мастеров, которые объединили в 1904 году в группу Новое общество художников (А. Ф. Гауш, Б. М. Кустодиев, И. А. Фомин, К. Ф. Богаевский, В. А. Щуко, П. И. Нерадовский, Д. Н. Кардовский). В направлении неоклассицизма создавали свои творения Б. Д. Григорьев, В. И. Шухаев и А. Е. Яковлев, к этому стилю близки скульптурные композиции А. Т. Матвеева и С. Т. Конёнкова, картины К. С. Петрова-Водкина и их строгая пластика.
ВВЕРХ
|