Написал статью: Opanasenko
Грунты для живописи
Грунтование холста, картона, бумаги и досок для живописи масляными, гуашевыми или темперными красками – важная подготовительная стадия перед творческим процессом.
Грунтование холста включает в себя проклеивание и нанесение грунта.
После правильного натягивания холста на подрамник (нити утка и основы должны быть строго перпендикулярны брусьям подрамника) приступают к проклеиванию, чтобы грунт прочно соединился с холстом и не мог проникнуть на его обратную сторону.
Сначала холст проклеивают студнеобразным клеем: на 1 литр воды берут 80 грм технического (пищевого) желатина или столярного клея . Предварительно клей для набухания замачивают в холодной воде (чтобы он покрылся водой), желатин замачивают 1-2 часа, столярный клей дробят и выдерживают в воде 12-15 часов. В последующем вода используется для варки клея. Клей варят на водяной бане при температуре 65-70 градусов.
Сваренный клей охлаждают (если требуется, доливают холодной воды) и, когда он становиться студнеобразным наносят на холст и растирают широким флейцем или деревянной линейкой и одновременно краем линейки вдавливают клей в отверстия холста, закупоривая их.
Через 12-15 часов, когда клей высохнет, поверхность холста зачищают, наждачной шкуркой на деревянном бруске. Вторую проклейку наносят клеем, наполовину разбавленного водой. Для этого клей подогревают и вводят в раствор 10-15 граммов глицерина в качестве пластификатора. Иногда второю проклейку делают в два слоя в зависимости от качества холста. Закончив проклейку, приступают к нанесению двух (иногда трех) слоев грунта.
Он представляет собой клее-масляную эмульсию, в которую добавляют цинковые белила в виде сухого порошка (пигмента) и глицерин, чтобы грунт был эластичным и не растрескивался. Клей необходимо замочить и варить его. Отдельно в небольшом количестве воды, развести порошок цинковых белил, чтобы при их смешивании с клеемаслянной эмульсией избежать образование комков. Подготовленный жидкий клей разбавить горячей водой и затем небольшими порциями вливать в него натуральную олифу или живописное масло до появления мутно-белого цветаю Это признак того, что жидкость превратилась в эмульсию. При смешивании олифы с клеем в него желательно ввести яичный желток, предварительно размешанный в теплой воде. На каждые 100 гр сухого клея берут 2-3 желтка. В полученную горячую эмульсию добавляют замоченные цинковые белила и тщательно перемешивают. Готовую эмульсию наносят в теплом виде на холст в два или три слоя через 12-15 часов.
Сушку холстов следует проводить в вертикальном положении, это дает равномерное высыхание. Не следует держать загрунтованные холсты в темных помещениях, в темноте белила склонны к пожелтению.
Состав эмульсионного грунта для холста:
Белила цинковые сухие – 250 гр
Клей или желатин – 40 гр
Олифа натуральная – 60 гр
Глицерин – 10 гр
Вода – 1 л
По материалам: http://ls-art.net
ВВЕРХ
|