Написал статью: Opanasenko
Дефекты в маслянной живописи
Колористические возможности живописного произведения и сохранность картины зависят не только от качества материалов, применяемых в живописи, но и от того, насколько правильна технология живописи. Следует отметить, что качество выпускаемых материалов достаточно высокое и те дефекты, которые встречаются в живописных произведениях, обычно являются следствием незнания техники живописи и материалов или низкокачественных грунтов.
Пожухание — ненормальные изменения в красочном слое, при которых живопись теряет блеск, становится глухой, черноватой. Причина пожухания — потеря пигментами связующего. Пожуханию способствует:
1. чрезмерное впитывание грунтом масляного связующего;
2. пересохший грунт или имеющий макро и микротрещины;
3. нанесение красок на еще не просохший красочный нижележащий слой;
4. избыток в связующем воска или разбавителя;
5. очень малое количество масла в красках;
6. очень медленное высыхание живописи;
7. отсутствие связи между маслом и пигментом.
Для предупреждения пожухания рекомендуется наносить краски на вполне просохший красочный слой. Сухой красочный слой следует предварительно обрабатывать лаком «Ретушь», в краски необходимо добавлять лаки или уплотненное масло № 1 или № 2; не злоупотреблять разбавителями. Для частичного устранения пожухания живопись протирают уплотненным маслом № 1 или № 2, а затем ретушным лаком.
Почернение или пожелтение, ухудшение цветовых свойств красок происходит под воздействием физико-химических изменений в красочном слое. Почернение или пожелтение наступает:
1. в связи с пастозными прописками по недостаточно просохшему красочному слою;
2. при применении осмелившегося пинена;
3. при избытке масла в краске;
4. при чрезмерном применении масляного копалового лака;
5. при недопустимом смешении красок, например: белил свинцовых с кобальтом синим, ультрамарином, краплаком красным, эолотисто-желтым «ЖХ» и др.;
6. под воздействием сернистых газов и сероводорода;
7. от сырости, недостатка света при высыхании красок.
Для частичного устранения почернения может быть рекомендована протирка живописи уплотненными маслами № 1 или № 2, а затем лаком «Ретушь».
Кракелюр — трещины, образующиеся на живописном слое. Кракелюр подразделяют на жесткий с острыми краями и мягкий, или плывущий, который может быть поверхностным или же глубоким. Образование кракелюра вызывают:
1. не выдержанные необходимое время грунты;
2. прописка по полусырому красочному слою;
3. переклеенные грунты и грунты, содержащие недостаточное количество клея;
4. трещины в грунте;
5. чрезмерно разбавленная краска подмалевка;
6. преждевременное покрытие лаком картины;
7. колебания влажности и температуры воздуха;
8. механические повреждения холста.
Для ликвидации такого серьезного дефекта, каким является кракелюр, требуется работа реставратора.
Отслоение живописного слоя вызывается нанесением красок на поверхность сухой, часто старой живописи. В таком случае полностью отсутствует адгезия — сцепление свежей краски с нижележащим слоем и по высыхании краска отслаивается.
Для сцепляемости краски с сухим живописным слоем его предварительно прошкуривают — делают достаточно шероховатым — и затем тщательно обрабатывают лаком «Ретушь».
Меление красок. Этот дефект вызывается потерей пигментом краски связующего — масла.
Меление красок происходит:
1. при тянущем грунте;
2. когда масло диффундирует в рыхлый или трещиноватый грунт;
3. когда нижележащие слои красок обладают большей маслоемкостью, чем наносимые;
4. краски, у которых пигменты плохо удерживают связующее, к таким краскам относятся: цинковые и свинцовые белила, краплаки, золотисто-желтая «ЖХ», кобальт зеленый, ультрамарин, умбра, сиена и некоторые другие.
Меление красок часто сопровождается растрескиванием красочного слоя. Во избежание меления красок при работе на тянущих грунтах и в других случаях, вызывающих меление рекомендуется писать на живописных лаках.
Сседание — сжатие красочного слоя. Оно происходит при быстром уменьшении объема красок, что вызывает сморщивание красочного слоя.
Причины сседания:
1. краски были сильно разбавлены маслом и нанесены пастозно;
2. для живописи применялось некачественное масло (например, горячего прессования);
3. разбавленные краски нанесены на недостаточно просохший живописный нижележащий слой;
4. колебания температуры и влажности воздуха.
Помутнение живописи происходит:
1. при потере красками связующего;
2. при поглощении даммарным лаком влаги, если этим лаком была покрыта картина;
3. при применении окислившегося пинена;
4. при применении прогорклого масла.
Для устранения помутнения живопись протирают лаком «Ретушь» или уплотненными маслами № 1 или № 2. При помутнении покрывного лака (даммарного) лаковое покрытие обрабатывают над парами спирта.
Покоребленность (деформация). Этот дефект состоит в образовании на картине волнообразной поверхности.
Складки образуются:
1. при слабой натяжке холста;
2. при неправильно сделанном подрамнике;
3. при неправильном или редком расположении гвоздей при натяжке холста;
4. при резких изменениях температуры и влажности воздуха.
Обычно складки представляют собой широкие волнистые неровности холста, иногда покоробленность холста характеризуется складками, расходящимися в стороны от углов подрамника.
Для устранения покоробленное холста картину помещают в нормальные влажностно-температурные условия (нормальная влажность 60-65%, температура + 20 градусов). Если деформация не устраняется, то холст осторожно подтягивают клинками подрамника, но без перетяжки. Покоробленность — серьезное повреждение холста и часто требует вмешательства реставратора.
Вмятины образуются при механических повреждениях картины (ударах, нажатиях на холст и т. п.). Вмятины могут быть и на грунтованных холстах. Обычно на местах вмятин образуется кракелюр или даже отслаивание красочного слоя, дефект усиливается при смачивании холста водой при попытках удаления вмятин.
По материалам: http://ls-art.net
ВВЕРХ
|