|
Написал статью: Opanasenko
Вложить деньги в антиквариат и искусство: с чего начать и как отличить оригинал от подделки
В тренде фарфор, вышиванки, иконы и современных художников
Настоящий антиквариат. Особо ценятся предметы старины, принадлежащие той или иной исторической эпохе, а также уникальные вещи, которые сложно подделать. Фото: Георгий Брайловский
Недвижимость, предметы старины и искусства всегда считались самым надежным способом сохранения и приумножения капитала. Особенно в смутное время, когда на рынок буквально выбрасывается все, что может представлять хотя бы какую-то ценность. Если страна начинает все чаще светиться на международной арене и привлекает к себе интерес, — все, что было произведено в ней, а особенно если оно имеет ярко выраженный национальный характер или было произведено на заводах, которых уже нет, — становится привлекательным для коллекционеров. Так, не пропадает интерес к предметам, произведенным в гитлеровской Германии. Также с каждым годом все большую ценность приобретают вещи, произведенные в Советском Союзе, — стране, которой уже нет.
Впрочем, ценность составляют не только старинные артефакты, но и предметы современного искусства — картины, скульптуры, керамика и многое другое. Так, в последнее время в мире, да и в Украине, стало открываться все больше частных галерей и музеев, а в интернете появляется много всевозможных групп молодых художников и скульпторов, которые предлагают свои работы. Как в случае с антиквариатом, так и с предметами современного искусства, важно понимать, что и сколько стоит и как отличить "мазню" от стоящей картины. Разобраться в этом нам помогли арт-дилер, основатель проекта in-art Георгий Брайловский и совладелица частной галереи Voloshyn Gallery Юлия Волошина.
ПОКУПАЕМ СТАРЬЕ. Чтобы не попасть впросак, покупая предмет старины, нужно понимать: антиквариат — это то, что произведено более 50 лет назад, не серийного производства, то, что представляет определенную уникальность (например, было произведено не более 50 шт., определенным мастером и т. д.), имеет связь с исторической эпохой или событием, и то, что сложно подделать. Понятно, новичку сложно отличить дореволюционный самовар от современной подделки. Поэтому эксперты рекомендуют обращать внимание на предметы и направления, которые многократно испытали условия изменения конъюнктуры и взлеты-падения рынка и остались востребованными.
Безусловно, первое место занимают предметы живописи, но они и самые дорогие. А вот среди устойчивых сегментов в мире, которым промышляют коллекционеры, можно назвать фарфор, "ювелирку" и иконы. Всегда пользуются успехом нумизматика и фалеристика (ордена и медали), но они, как и живопись, требуют больших вложений. Постсоветским увлечением можно назвать букинистику. Все большей популярностью пользуется сегодня национальное искусство: украинская вышивка, наивная икона и керамика. На начальном этапе такие вещи могут стоить копейки, но позже на них формируется устойчиво высокая цена.
Но отличить подделку от оригинала достаточно сложно даже экспертам. Так, самый популярный метод "состарить" — хранить бронзовую скульптуру в выгребной яме: бактерии, способствующие разложению, прекрасно справляются и с железом, и с деревом. Еще живопись и икону искусственно "коптят", накидывая тем самым до 100 лет. Полотна могут ломать, создавая в лаке искусственный кракелюр (искусственное состаривание, "бутылочный кракелюр"). Поэтому, присматриваясь к достаточно дорогому антиквариату, лучше обратиться за консультацией к эксперту или в антикварную лавку. Услуги эксперта недешевы — они могут обойтись от 10 до 30% стоимости оцениваемого предмета. Существует также искусствоведческая экспертиза, оценивающая предмет по стилю заявленного периода (например, соцреализм), техническая экспертиза (анализ материала, состава красок и т. д.). В среднем оценочную экспертизу предмета, претендующего на антиквариат, можно произвести за 2—5 тыс. грн. Но эта цена может возрасти и до 10—15 тыс., если предмет требует более тщательного анализа. Эксперты рекомендуют все же обращаться к знатокам того или иного направления, поскольку их оценка будет наиболее объективная — ведь, например, в фарфоре при определении подделок не существует технических средств контроля. Если же нет возможности оплачивать знатоков, есть множество форумов, на которых можно почерпнуть базовую информацию.
ГДЕ И ПОЧЕМ. На Андреевский спуск идти не стоит: здесь, как правило, продают подделки для иностранных туристов. А вот на стихийных блошиных рынках (Куреневка, Петровка) можно найти стоящие вещи. Самые известный официальный рынок — в Экспоцентре на Броварском проспекте, 15. По субботам, с 9:00 до 13:00, там можно найти любителей старины. Если в субботу проходит выставка, "блошка" перемещается в Экспоцентр на Салютной. А каждую последнюю субботу месяца случается общеукраинский слет, где собираются коллекционеры со всей страны.
Чтобы обзавестись ценностью, не обязательно быть миллионером. Но готовьтесь раскошелиться на $50—400 — в зависимости от того, имеет ли экспонат музейную ценность, либо это предмет быта. Раритеты могут стоить и до $1 тыс., но их, как правило, на барахолку не выносят, осуществляя продажу через лавки или по интернету, в сообществах антикваров. Сделки совершаются в твердой валюте, либо по курсу нацбанка. Для надежности, чтобы не купить подделку, можно договориться с экспертом о сопровождении: он либо попросит за свои услуги 10—25% стоимости покупки, либо фиксированную цену, от $20—30.
АРТ НА ЭКСПОРТ
Предметы антиквариата — товар ходовой. И если вы решили вывезти бабушкин самовар за границу, подзаработав на его продаже, ознакомьтесь с Законом Украины №1068-XIV "О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей". Он предусматривает, что для перевозки предметов, которым более 50 лет, необходимо иметь право собственности (чек купли-продажи, договор дарения, наследство), заключение Госэкспертизы, по которому выдается свидетельство на право вывоза предмета. Выдает такое свидетельство Государственная служба контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины при Министерстве культуры и искусств Украины или исполнительные филиалы этого департамента, которые есть в крупных городах Украины. В идеале получить заветную бумажку можно за 7—30 рабочих дней и 7—27 грн. На практике эта стоимость вырастает от 1 до 3 тыс. грн, в зависимости от срочности и ценности экспоната. Чтобы не возиться самостоятельно, можно обратиться в фирмы-ускорители, где стоимость разрешения возрастет до 4000—6500 грн.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ИСКУССТВО СЕГОДНЯ
Сегодня, по словам экспертов, все большую популярность и ценность приобретает современное искусство, а вот антикварная живопись — не в тренде: новые коллекционеры старого исусства не появляются, а старые уже избалованы. Поэтому проводить аукционы в Украине по антикварной живописи нет смысла. Именно поэтому коллекционеры заняты поиском новых имен, работы которых в будущем станут ценными.
Колосс восстающий. Скульптор Егор Зигура. Цена 80 тысяч фунтов
СОВРЕМЕННОСТЬ. Так, самыми дорогими работами украинских авторов, проданными на аукционах, в последнее время были фотопроект Виталия и Елены Васильевых "Апокалипсис" за $207 тыс. и работа Анатолия Криволапа "Конь. Вечер", ушедшая за 186 тыс. грн. Современное украинское исусство заняло свою, пусть и не самую дорогую, но достойную нишу на мировой арене арта, поэтому приобрести несколько работ молодых художников весьма перспективно. Но чтобы не ошибиться, важно знать, что ценность художника, пусть и молодого, — в его истории.
В лидерах. Саша Чичкан. "Фрэнк Синатра"
В поисках шедевра, опять же, не стоит отправляться на Андреевский спуск — там преимущественно представляют свои работы художники, не нашедшие признания среди профессионалов. За стоящими полотнами грамотней всего идти в художественные галереи, которые профессионально оценивают перспективу художника. Заинтересовавшись работой, выясните, в скольких галереях висят его работы, в каких выставках он участвовал. Безусловно, персональные авторские выставки добавят к стоимости работы художника один, а иногда и два ноля. Чем больше персональных или просто выставок, тем дороже ценится художник: уважающие себя и свое имя галеристы не станут брать работы творцов (художников, скульпторов), не представляющих никакой ценности. Поскольку выставка — это своеобразный смотр профессионалов, искусствоведов и критиков — то именно после нее имя художника, а значит, и его работ, начинает оцениваться в сотнях долларов. Еще большую ценность получает автор, который выезжал со своими работами за границу. Также, по словам наших экспертов, пусть даже одна работа автора, но купленная иностранными галереями, говорит о том, что его имя может вырасти в цене в несколько раз.
Елена Придувалова. "Аллея"
Вывод: если вы хотите вложить деньги, а не купить предмет декора в дом, не стоит рассчитывать на свой вкус. Обратитесь к знатокам: искусствоведам, галеристам, арт-дилерам. Последние — посредники между художником и продавцом, и продавать интересные работы — их работа. Они не будут связываться с бесперспективными художниками. За достойную работу будьте готовы выложить от $500 до 1 тыс., а за претендующую на шедевр — до $10 тыс. Но такие работы спустя пять лет можно будет продать минимум в 2—3 раза дороже.
Ближе к классике. Ольга Кравченко. "Ирисы на белом столе"
ВВЕРХ
|