|
Написал статью: Opanasenko
Создаем коллекцию
Бесценное искусство — товар специфический и, не будем кокетничать, дорогой. Цена его — в идеале — определяется как раз тем, сколько в картине именно “искусства”, а сколько “товара”. Поскольку большинство сегодняшних покупателей картин, так сказать, коллекционеры в первом поколении, то определять “меру искусства” им не под силу (что сами покупатели нередко не осознают), следовательно, в этом щекотливом вопросе стоит обратиться к профессионалам, назовем их арт-консультантами. К сведению, сегодня “консультационным” приработком не гнушаются опытные искусствоведы и именитые художники, а поскольку к своим посредническим услугам они относятся без амбициозного пиетета, то о трудовых буднях арт-консультанта рассказывают легко, весело и охотно.
Первая заповедь арт-консультанта — уважение к покупателю, продиктованное, кстати, не только заботой о личной безопасности (некоторые покупатели картин куда органичней выглядят в тренажерном зале, чем на вернисаже), но в первую очередь тактом. Пусть покупатель простоват, но раз он решил вложить свои кровно заработанные, да еще и немалые, денежки в картины, а не, к примеру, профукать в казино, значит, он достоин всяческого уважения. Хотя анекдот о том, как богатые супруги выбирают картину под цвет обоев или на полном серьезе обсуждают, подойдет ли полотно под новоприобретенный мебельный гарнитур, повторяются в их рабочей практике с досадным постоянством. По этой же причине арт-консультанты без особого энтузиазма рассказывают о покупателях антиквариата: эту группу любителей искусства интересует, как правило, “старье”, которое “дорого выглядит”, а не хорошие вещи (поэтому и арт-консультант им зачастую нужен лишь затем, чтобы “сбивать цену”).
Покупатели картин более искушены. Кстати, сейчас наиболее востребованный товар: “колхозная лирика” — реалистические пейзажи и натюрморты украинских классиков. И это понятно: эстетические пристрастия и представления о том, что есть искусство, формировались у большинства нынешних покупателей живописи в эпоху доминирования реализма часто из “картинок в твоем букваре” или иллюстраций в учебнике литературы. Между прочим, реалистические полотна пользуются значительным спросом и у иностранцев (речь идет, конечно, не о туристах, а о людях, работающих в Украине), причем, по наблюдениям арт-консультантов, они демонстрируют куда большую грамотность, чем местные покупатели, охотно приобретая холсты известнейших украинских мастеров за сравнительно небольшие по мировым меркам деньги — 1—3 тыс. долл. Это самая комфортная для покупателя цена, за которую “уходят” второстепенные работы Яблонской, Шовкуненко, Волобуева. Не меньшим спросом пользуются “закарпатцы” (например, Бакшай, Коцка) и “лирики” (Лымарев, Левич).
Что же касается современных картин, то покупают, в основном, “салон”. Для человека с определенным уровнем визуальной культуры этот емкий термин означает, по меткому выражению одного замечательного художника, “патологическую любовь к прекрасному” — красивенькие живописные конфетки. С одной стороны, “салон” в изобилии представляется в галереях, а потому художники (кто сознательно, кто бессознательно) стремятся делать свои работы “красивенькими” по коммерческим соображениям, а с другой, покупатель тоже хочет купить нечто такое, чтобы “глаз радовало”, — так они находят друг друга.
Настоящий арт-консультант с салонными пристрастиями своих клиентов вынужден считаться и молча недоумевать по поводу того, что за те же деньги, что и модную салонную пустышку, они могли бы приобрести вполне достойное с точки зрения вечности произведение. Этот парадокс стар как мир: в свое время Малевич, Кандинский или Сезанн интересовали публику намного меньше, чем их современники-художники, имена которых теперь прочно забыты. Но покупали-то именно их картины. Короче говоря, коммерческий успех, против которого лично я ничего не имею, все же не является абсолютным критерием художественной ценности. Коммерчески успешным художника делают галереи, которые работают с обывателем и ориентируются на его вкусы. И если в галерею приходит человек, который не очень разбирается в живописи, но хочет купить хорошую картину, то он вынужден выбирать из того набора, который ему предложит галерист. Если вы все же решитесь отыскать жемчужину самостоятельно, то, по мнению опытного арт-консультанта, единственным показателем, помогающим отличить “салон” от искусства, может быть участие художника в проектах известных западных кураторов, экспозиции в престижных выставочных залах и музеях (а не в галереях-магазинах). И не доверяйте слепо регалиям художника, список которых вам обязательно предоставит заинтересованный галерист. Учтите, что многие из них получаются в нашей стране не за мастерство и талант, а за активную работу локтями.
Если вы все-таки решили прибегнуть к услугам независимого специалиста, то вам придется смириться с тем, что настоящий арт-консультант никогда не сводит напрямую художника и покупателя; в мастерскую к художнику он вас не поведет, а, скорее всего, принесет на выбор три-четыре работы. Поступает он так, чтобы не лишиться клиента. Ведь частенько бывает, что, покупая вторую картину в своей жизни, человек чувствует в себе прирожденного искусствоведа и отказывается от услуг консультанта. Хотя, лишаясь квалифицированного подсказчика, покупатель рискует: дело в том, что даже у самых замечательных и именитых художников работы не равноценны, а опытный эксперт подскажет картины, за которые “торг уместен”. К тому же лучшие свои работы художники не очень стремятся продавать в частные руки. Хорошую работу, пусть и за гораздо более скромные деньги, живописец охотнее продаст в музей, а если уж коллекционеру, то желательно именитому. Ведь художнику важно и то, в каком окружении будет висеть его картина: одно дело, если рядом с музейными шедеврами, и другое — среди “салонных” поделок.
К сведению, по словам очень многих художников самых разных стилей и направлений, они не знают таких частных украинских коллекций, продать работу в которые было бы одновременно и выгодно, и престижно. Но кто знает, может, именно вам удастся собрать такую коллекцию, которая в будущем сможет стать основой музея, подобного собранию Ханенко или Третьякова?
По материалам: http://ls-art.net
ВВЕРХ
|