С момента зарождения западной живописи, художники изображали
образы растений, цветов и деревьев, начиная с изображений святых и сцен из Писания, до портретов, натюрмортов и сюжетов из светской истории и мифологии. Использование ботанических мотивов в живописи получило широкое распространение, особенно в пятнадцатом и шестнадцатом веках, когда художники стали более заинтересованы в реалистичном изображении объектов природного мира; однако, цель этого изображения была, зачастую, двойной. Помимо своих декоративных свойств, растения и цветы, как правило, имели символическое значение или ассоциации, связанные с основным предметом картины. Таким образом, растения могли быть изображены либо как некий атрибут, давая ключ к личности персонажа или как фон, обеспечивающий моральную или философскую аннотацию на эту тему.
Ботаническая символика берет свое начало в литературе античности, где растения часто использовались в качестве метафоры для добродетели и порока. В классической мифологии, человеческие существа превращаются в растения, как награда или наказание, как в истории про Нарцисса, молодого человека, влюбившегося в свое отражение и превращенного в цветок, который сейчас носит его имя. Некоторые растения также упоминаются в мифах и легендах как атрибуты богов и богинь: виноград для Вакха, бога вина и кукурузы или пшеницы для Цереры, богини земледелия. Классические тексты по сельскому хозяйству и естественной истории Плиния, Катона и Лукреция также записали в своих трудах некоторые из традиционных знаний, связанных с растениями. Многие из этих идей и ассоциаций были подхвачены учеными и художниками эпохи Возрождения, в период возрождения интереса к классическим текстам.
Религиозные писания также подтверждают богатство растительного символизма. Библия и апокрифы содержат много ссылок на деревья, фрукты и цветы в, насыщенных моралью, сравнениях и притчах. Христианские писатели, начиная с периода раннего средневековья до эпохи Возрождения также используют ботанические образы как средство объяснения и интерпретации религиозных убеждений. Например, преподобный Бед Достопочтенный, бенедиктинский монах и ученый, сравнил Деву Марию с белой лилией, лепестки символизировали ее чистое тело, а золотые пыльники - сияние ее души. Святой Бернар (1090-1153 гг.) позже описал Марию как "фиалку смирения, лилию целомудрия, розу милосердия..." Эти признаки часто изображается в сценах из жизни Богородицы, в частности, Благовещения, где ваза с лилиями украшает камеру Богородицы. Роза, которую держит Дева намекает на ее роль невесты Христа, как на картине Фра Филиппо Липпи, "Мадонна с младенцем на троне и двумя ангелами".
Третьим основным источником для символизма растений был средневековый травник. Herbals описывал природные свойства растений, способ их выращивания, их использование в кулинарии и медицине. Эти свойства, а также формы растения, цвет, вкус, запах, и сезон цветения, обычно имели моральный подтекст: ядовитый болиголов представлял силы зла и смерть, в то время как клевер, с тремя листьями, был символом Святой Троицы. Используемый также как мазь против укусов змей (по Плинию), клевер иногда рассматривается как символ спасения, где укус представлялся как первородный Грех, поощряемый змеем в Эдемском Саду.
Из-за богатства и разнообразия исходных материалов, одно растение часто имело различные, а иногда и противоречивые значения, приписываемые ему. Благодаря своей ярко-красной окраске, гвоздика обычно изображается как символ любви. Греческое название гвоздики, dianthos, означает "цветок Бога", и по этой причине гвоздики часто появляется в картинах, изображающих Мадонну с младенцем. Ваза из гвоздик, напоминающая о божественной любви, была популярным мотивом живописи в Северной Италии эпохи Возрождения.
Гвоздика также могла символизировать земную любовь и брак: в странах Бенилюкса, невесты часто одевали розовое, цвета гвоздики, платье в день свадьбы. Согласно фольклорной традиции, невеста скрывала что-нибудь розовое на лице или в волосах, это что-то позже будет найдено женихом. Ассоциация гвоздики с любовью и браком - очевидна, предназначалась она, как правило, для портретов по случаю свадьбы или помолвки. Картины Ганса Мемлинга и Рембрандта подтверждают стойкость этой ассоциации на протяжении двух столетий.
Многие растения, связанные с главными богами в языческой мифологии были позднее адаптированы к христианству. Бук, например, в древности был посвящен Юпитеру, а в христианстве, стал атрибутом Христа. Дерево получило свое название от греческого слова, означающего "есть", потому что его желуди были пищей для аскетов, поэтому бук напоминает зрителю о воздержании Христа, например, в картине Моретто да Брешиа "Христос в пустыне". Лавровое дерево было атрибутом поэта Аполлона, который преследовал нимфу Дафну, пока та не превратилась в лавровое дерево. Из-за своих вечнозеленой свойств в христианстве лавровое дерево стало эмблемой целомудрия и бессмертия. Лавр часто появляется в религиозной живописи, особенно там, где изображается Дева Мария и святые.
По материалам: www.risunoc.com