|
Написал статью: besedin
Художник Игорь Кравцов. Восторги и сомнения
Меня попросили высказать мнение о работах художника Игоря Кравцова (1964-2010).
http://igorkravtsov.ru/?cat=1
http://www.molbertgallery.ru/exposition/kravcov/
http://nastya-voronova.livejournal.com/105485.html
http://gorod.tomsk.ru/index-1363717643.php
Очень понравилось! Конечно, и раньше видел. Посмотрел сейчас внимательнее. Очень мощно.
Однако меня всё гнёт в мою сторону. В сторону сомнений. И размышлений о роли и месте художника сегодня! – в современном мире и искусстве.
Ответ получился таким:
Конечно здорово! Настоящее ДОКИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ и ДОКОМПЬЮТЕРНОЕ искусство. Или, наоборот посткинематографическое. Прекрасный мощный высокопрофессиональный прошлый век! "Мыльниковская" школа (как же все его ученики похожи! Я это увидел и понял, еще не посмотрев биографии!). Когда я смотрю такие работы, я восхищаюсь и радуюсь – есть ещё искусство и живопись. Не всё выродилось в попы-арта.
Безусловно это настоящее искусство, настоящая живопись. На тысячу голов выше не поддающимся сравнению и критике никасам-сафроновым и младо-пачкунам и эпигонам "аля-дали-пикассо".
Но сегодня, увы, такое уже ...не актуально. Нет... не то слово. Не современно, что ли... Как, кстати, и Дали, и Пикассо... Нет, не тема и мастерство, а техника, манера, пластическое мышление, логика эстетики и технологии. Сегодня иные ритмы и мышление.
Я прекрасно знаю – в плоском статичном изображении есть своё уникальное качество. Но это отдельная тема. И она понятна избранным. А 99% зрителей и даже большинство художников об этом не думают и хотят видеть в картине... картину!
Кравцов работал ещё "в лучших традициях" – с оглядкой на КАРТИНУ, которая предвосхитила и фото, и кино, и нынешние компьютерные композиции. Являясь и информацией и пропагандой, и критикой, и политикой. И эстетикой. Сегодня всё это на себя перетягивают мультимедиа. И делают это гораздо эффективнее!
Да и художественно часто не хуже: у хорошего кинорежиссёра и оператора (например Тарковский+Рерберг) подобного эстетического уровня изображений, как нынешние картины живописцев – миллион! – вырезай любой кадр! – и по композиции, и по колориту, и по сюжету – каждый кадр – готовая картина! Батальные сцены – "Война и мир", марины – "Адмиралъ", фантастика – "Аватары"... Сюр – "Ёжик в тумане" :-)) Всё есть. Ну, как минимум, – прекрасный костюмированный портрет в интерьере, пейзаж, натюрморт. Переноси кадры на холст, вешай на стену! Вот они – вожделенный реализм и правда жизни, о которых мечтают наши зрители и ищут художники.
Вот трагедия и причина отсталости художников-живописцев и их "картин", которые ныне более чем полновесно по всем параметрам заменили настоящие картины – кино; и стерео, и сверх-реалистично, и суперфантастично.
Если смотреть по критериями прошлого века, то эти работы – великолепное мастерство и творческая мощь, чистая гражданская позиция. Мы можем восторгаться такими художниками, как Кравцов, но пытаться делать подобное и брать его в пример себе уже нельзя.
Вот ошибка и трагедия нашего зрителя! – Они оценивают нас и современное искусство мерками и критериями прошлого века! Своими шаблонами. Для них кажется лучшим комплиментом художнику: "Как Шишкин! Как Репин!" Но современному художнику такое сравнение – издёвка и застрелиться! Как если бы хвалить и равнять нынешнего учёного-физика за изобретения и достижения на уровне открытий Ньютона или радио Попова.
И при всём безусловно положительном (если не брать во внимание мои сомнения про современность), мне в некоторых картинах И.Кравцова режет глаз чересчур-монументальность – это более фрески, а не живопись? Типичное МДИ, перенесённое на холст.
Для меня живо-пись – это всё-таки живая-пись! Когда каждый мазок, каждое движение и их общее кружение в пространстве не столь закованы в монументально-плоскостные формы, более пригодные для сохранения плоскости стены в архитектуре, нежели быть окном в иной мир.
Иной мир, другое пространство – предназначение истинной картины, стремящейся уничтожить плоскость холста и нашего мышления.
* * *
Но не надо обращать внимание на мои сомнения. На сегодня, пока нами не найдены новые пластические и эстетические ответы на вопросы времени, такие художники как И.Кравцов – лучшее, что у нас есть.
©.Беседин
.
ВВЕРХ
|