На днях итальянские популисты от искусствоведения объявили об очередном громком проекте: стартуют раскопки на месте захоронения флорентийки Лизы Герардини, которая, как считается, служила натурщицей Леонардо, когда тот писал свой самый знаменитый портрет - "Джоконду".
О том, что на прославленной картине изображена супруга флорентийского купца Франческо дель Джокондо, мы знаем благодаря сообщению Джорджо Вазари, главного биографа итальянских художников: "Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены, Моны Лизы, и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным. Это произведение находится ныне у короля Франции Франциска, в Фонтенбло". Вазари, в свою очередь, полагался на более ранние свидетельства.
Что известно о Лизе дель Джокондо? Она родилась в 1479 году во Флоренции в семье Антонмарии ди Нольдо Герардини. Ее отец относился к древнему аристократическому роду, который, однако, потерял влияние. Семья несколько раз переезжала, и одно время Лиза Герардини с родителями и братьями-сестрами (она была старшей) жила на виа Пепи, по соседству с Пьеро да Винчи, отцом Леонардо. В возрасте 15 лет она вышла замуж за в меру преуспевшего торговца тканями, став его третьей женой. Основываясь на незначительном размере приданого, обычно говорят, что брак был заключен по любви. У супругов было пятеро детей. В 1503 году Франческо купил для семьи отдельный дом и тогда же заказал художнику да Винчи портрет своей супруги. В 1538 году он умер от чумы, жена пережила его на четыре года.
Место и обстоятельства захоронения Лизы Герардини стали известны лишь недавно, в 2007 году, благодаря разысканиям историка Джузеппе Палланти (Giuseppe Pallanti). Он вышел на след благодаря завещанию Франческо Джокондо. Тот велел жене жить с дочерью; известно, что одна из дочерей четы, Мариетта, постриглась в монахини монастыря Святой Урсулы, расположенного в центре Флоренции. Семья Джокондо жила недалеко от него и делала щедрые пожертвования в пользу обители. Палланти стал исследовать церковные архивы и наконец обнаружил запись в книге умерших, из которой следовало, что Лиза Герардини действительно прожила последние четыре года в монастыре, где и была похоронена.
Именно на территории бывшего монастыря Святой Урсулы и собираются сейчас искать останки леонардовой натурщицы. От самой обители монахинь давно уже мало что осталось: в начале XIX века на месте пришедшего в упадок монастыря было организовано табачное производство, после Второй мировой оставшиеся здания на какое-то время дали приют беженцам, потом в них размещались университетские аудитории и кабинеты чиновников. В последние десятилетия помещения заброшены, их окна заложены кирпичом.
Идея провести раскопки на месте обнаруженного захоронения Джоконды очень понравилась итальянскому ученому-энтузиасту Сильвано Винчети. Этот адепт популярного искусствоведения прославился далеко за пределами Апеннинского полуострова своей "некрофильской" деятельностью - за последние годы он раскопал могилы многих великих итальянцев, чтобы с помощью компьютерных технологий восстановить их внешность по черепу. Его "жертвами" уже стали Данте и Петрарка; наиболее громкой и последней победой Винчети стало обнаружение останков Караваджо.
Пока Винчети не пускают к месту упокоения самого Леонардо, ученый решил заняться самой известной моделью художника, взяв на вооружение находку Палланти. Исследователь провел некоторое время, изучая оцифрованные копии "Джоконды", и затем восторженно заявил прессе, что нашел в одном глазу Моны Лизы микроскопическую латинскую букву S, в другом - L, а в деталях пейзажа - спрятанное число 72. Оставив возможность интерпретировать эти находки многочисленным энтузиастам, Винчети собрал проект по поиску могилы и эксгумации останков, о котором было торжественно объявлено на пресс-конференции 5 апреля.
Пока к раскопкам только готовятся: участники проекта изучают записи монахинь, чтобы определить, где конкретно могут находиться подземные захоронения. Сами работы на территории бывшего монастыря начнутся уже 27 апреля. Сотрудники Винчети воспользуются методами, уже опробованными на Караваджо. Сначала они с помощью георадара найдут крипты с останками. Затем кости отправят на экспертизу ДНК; образец для сравнения предоставили останки двоих детей Лизы Герардини, которые были похоронены во флорентийской базилике Сантиссима-Аннунциата.
Как и полагается настоящим слегка сумасшедшим энтузиастам, Винчети и Палланти абсолютно уверены в успехе своего мероприятия. Тем не менее, уже нашлись скептики, которые утверждают, что скорее всего останки Джоконды, как и остальных флорентийцев, были раскопаны и выброшены еще в 1980-х годах, когда на территории бывшего монастыря проводились строительные работы.
Зачем же двум итальянцам понадобились останки Лизы Герардини? Естественно, для того, чтобы восстановить ее облик по черепу, сравнить с картиной Леонардо и выяснить, она ли на ней изображена. Всем известно, что на этот счет есть множество версий, многие из которых явно носят конспирологическо-фантастическо-комический характер: чего стоит хотя бы предположение, что в виде женщины Леонардо нарисовал самого себя.
Первых скептиков не удовлетворяло свидетельство Вазари, сделанное слишком поздно и на основании неизвестно чьих слов. Кроме того, мастерство, с которым выполнен портрет, казалось им слишком высоким для относительно раннего Леонардо, и они предпочитали передатировать картину десятком лет позднее. Наконец, странным казалось то, что художник взялся написать изображение не очень-то знатной дамы, отвлекаясь от чрезвычайно важных заказов и отказываясь от предложений более богатых клиентов.
В 2005 году ученые из Гейдельберга обнаружили документ, который вроде бы подтверждает приоритет Лизы Герардини: записку флорентийского чиновника Агостино Веспуччи от октября 1503 года, в которой говорится, что Леонардо ныне работает над портретом жены Франческо дель Джокондо. Тем не менее, скептиков, конечно, и это не убедило. Одни заявили, что да Винчи, может быть, и создал когда-то портрет флорентийки, только вот то, что висит сейчас в Лувре, это не он, а, например, изображение любовницы одного из Медичи. Другие, как тот же Винчети, считают, что супруга купца была лишь отправной точкой для художника и под видом Лизы Леонардо изобразил кого-то другого - например, своего любовника.
Как бы там ни было, знаменитая картина обросла уже столькими слухами, что, несомненно, и результат раскопок - если только он будет - ни в чем не убедит тех, кто намерен и дальше отстаивать свою версию. Репутации же самой "Моны Лизы" любой вывод исследователей не повредит - за последние столетия с ней случалось и не такое.
Источник: lenta.ru