ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Александр Сацюк Владимирович
Валерий Петриченко Юрьевич
Валерий Петриченко
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Преодоление аматорства


«Нам не хотелось бы аматорства» - подытожил презентацию Визуально-исследовательской платформы её куратор Константин Дорошенко. Согласно намерениям организаторов пресс-конференции, состоявшейся в понедельник, 21 октября, в КНУ им. Т.Шевченко, созданная на базе университета Платформа станет «инновационным проектом», призванным представить «новый формат живого исследования и междисциплинарного диалога художников». 

На этапе презентации проекта рано говорить о его качестве. Однако уже сейчас возникает опасение, что заявка об инновационности может оказаться слишком амбициозной. Хотя бы потому, что проект «нового формата исследования» открывается выставкой Владимира Кузнецова, в данный момент находящегося на пике своей популярности. Константин Дорошенко говорит, что это его личное кураторское исследование последних лет. Но тогда нелогичными кажутся озвученные кураторами задачи Платформы. Вместо междисциплинарного диалога и исследования, в котором принять участие должны студенты, последние с самого начала получают готовый продукт, к которому прямого отношения не имеют. Чтобы разобраться, будет ли платформа инновационным образовательным проектом, либо же пространством для высказывания её кураторов, ART UKRAINE обратился к Константину Дорошенко. 

 

Участники пресс-конференции Визуально-исследовательской платформы на базе КНУ им.Т.Шевченко: Галина Усатенко (куратор Платформы), Владимир Бугров (проректор КНУ им.Т.Шевченко), Константин Дорошенко (куратор Платформы), Владимир Кузнецов (художник). Фото: Андрей Еловиков


Ася Баздырева Вначале определимся с терминологией: что значит визуально-исследовательский?

Константин Дорошенко Я совершенно убеждён, что визуальное искусство работает с территорией социума и с территорией исследования. Визуальное искусство сегодня является исследовательским и изучает социальное и личностное. Есть давно существующая проблема между публичным и интимным, личным и социальным - эта проблема решается на территории искусства. В данном случае мы хотим объединить молодых художников, которые занимаются визуальным искусством с молодыми исследователями - студентами факультетов философии, культурологии; мы хотим, чтоб эта платформа была также открыта для театральных и художественных критиков. На выходе интересно, чтоб студенты могли применить свои знания на практике. Молодые художники хотят что-то сказать - они ожидают ответа; молодые исследователи рефлексируют - пусть это будет объединено в реальном времени. Чтобы занимающиеся историей искусства люди видели: искусство существует здесь и сейчас.


- Основной акцент Платформы сделан на междисциплинарность?

- Междисциплинарность и диалог с молодыми исследователями. Мы будем приглашать серьёзных учёных, кураторов, философов, которые изучают тему визуального, но только для того, чтоб включить в молодых исследователях их желание и амбицию, а не для того, чтоб пригрузить мудрыми мыслями уже состоявшихся людей.


- Вы упомянули художников, желающих выссказываться, и прочих деятелей, жаждущих что-то создавать. Но у меня есть сомнения, что это действительно так и вопрос об отсутствии адресата в последнее время всё чаще акутализируется. На днях, например, на бесплатный мастер-класс Ульриха Зайдля в рамках Молодости пришло тридцать человек. Отсюда вопрос: создание ВИП - это реакция на социальный запрос или всё-таки проактивное действие, направленное на создание ситуации?

Скорее проактивное действие. У меня есть вера в то, что в новом поколении есть потенциал, возможности и желание. Я на протяжении многих лет слежу за молодыми художниками, писателями, критиками - их не очень много, но они появляются - на них мы и расчитываем. Сейчас существует некая мода на мастер-классы, но не всегда люди хоть что-то оттуда выносят. Даже если на Зайдля пришло тридцать человек - пусть это будут те люди, которым действительно было интересно его услышать. Я не хотел бы играть в моду. Я хочу быть аккуратным с тематикой и избегать лобовых прямолинейных вещей, которые легко считываются. Я хочу как раз исследовательский проект.

Отсюда и возникла персона Кузнецова. Я девять лет слежу за его творчеством, мы давно говорили о выставке - то есть это не реакция на недавние события. В его творчестве через переживание интимного опыта он тонко осмысляет общечеловеческие социальные моменты. Данный проект будет более многогранным, чем те проекты, к которым мы привыкли за последнее время. Не манифестационным. Если хотите, проект будет построен вокруг темы памяти. Есть память индивидуальная - это ваш личный опыт, и есть надиндивидуальная - есть некие стереотипы, которые в нас вложены.

 

- Это Юнг…

- Юнг в даном случае под большим вопросом - в его теории много фантазий. Юнг как раз из территории модного и помимо его теорий существует огромная традиция изучения понятия надиндивидуальной памяти, начиная ещё с античной философии. А к Юнгу мы даже обращаться не будем - он слишком декоративен как и его визуальное творчество, виденное вами на биеннале.

 

- Возвращаясь к Кузнецову: на мой взгляд, есть противоречие, что “новая визуально-исследовательская платформа” (как это позиционируется в пресс-релизе) открывается выставкой уже состоявшегося художника. То есть, вместо того, чтобы демонстрировать то самое исследование и на выходе представить работы малоизвестных художников, платформа начинается  с готового продукта.

 - Это для вас Кузнецов - состоявшийся художник. Я присутствовал на первых выставках в центре Сороса при НаУКМА и заметил, что в группе поддерживающих друг друга художников есть те, кто способен идти своим путём. Таким Кузнецов меня и интересует. Его нельзя ещё назвать мэтром - может быть, он никогда и не сможет им стать. Он слишком настроен на путь, а не на результат. Проект Кузнецова исследовательски ёмкий, он может разрастаться в разные стороны как ризома, потому что вокруг темы опыта, памяти и её фиксации можно строить интеллектуальный диалог. Этот проект вызревал давно, и именно потому что он подходит для интеллектуального анализа, мне он показался закономерным для старта платформы. Помимо этого, нам нужно сразу задать уровень, поэтому мы не взяли какого-нибудь сырого художника. В дальнейшем мы планируем открывать выставки раз в два-три месяца и привлекать к участию более молодых художников.


- Платформа основана на базе университета, что предполагает образовательную деятельность, а не только выставочную, о которой вы говорили пока что. В Украине с новыми формами образования сложно - их нет. Не боитесь ли вы,  заявляя “новый формат живого исследованя и междисциплинарного диалога” - очередной местечковости?

- Я ничего не имею против хорошей классической системы образования - она не настолько исчерпана, как нам кажется…

 

- Но образование не исчерпывается классическими методами - вот в этом вопрос.

- Безусловно. Однако хороший лектор - мыслящий исследователь, а не просто создающий компиляции смыслов человек - всегда имеет потенциал вдохновить других людей и тоже начать мыслить. Стоит сказать, что я сам закончил КНУ - исторический факультет и продолжение нашего сотрудничества оказывается достаточно логичным. Во времена моего образования в 90-е годы профессора-исследователи, которые с интересом изучали некую тему, могли дать студентам гораздо больше, чем много надуманных модных технологий.

В рамках этого проекта у нас будет два круглых стола. Один - посвящённый теме наивного, архаичного и примитивного на территории современной визуальности. Не буду скрывать, эта тема вырастает из главного проекта Венецианской биеннале - там мы видели целую манифестацию художников-аматоров. Мы хотим привлечь широкий спектр исследователей: от людей, которые занимаются архаической вышивкой в музее Ивана Гончара, до молодых философов. Другая тема будет строиться вокруг сопоставления опыта приватного и интимного. Здесь, хотим мы этого или нет, возникает тема гендера. Вышивка, например, на славянских территориях имеет чёткую гендерную отсылку. Здесь мы выходим на понимание того, как человек преобразует в себе сегодняшнем традиционное понимание гендера. В дискуссию по этой теме мы вовлечём исследователей другого плана, возможно, общественных деятелей. Также будет несколько лекций - сейчас я веду переговоры с российскими философами, которые занимаются темой визуального, но с точки зрения философии, а не истории искусства. На территории исследования всегда нужно осознавать, что вы на ней не первый и что существует колоссальная традиция. Вопрос в том, чтобы не быть её эпигоном, но переработать и включить собственный мозг - вот это будем стараться делать.

Ну и в рамках проекта будет презентована книга, в которой будут собраны мои статьи за последние двадцать лет. Эта книга как раз не претендует ни на что академическое. Я не редактировал статьи, поэтому некоторые из них, написанные ещё в 90-х, мне сегодня кажутся наивными с точки зрения стиля. Но эта книга даст возможность молодым исследователям понять, в каком контексте им приходится работать. Это маленькая история, которая даст понять, что нечто, кажущееся сегодня революционным, уже было, но несколько в другом виде. Некий, если хотите, документ эпохи.

 

- Вы упомянули, что создание платформы - это инициатива университета…

 - Кроме меня, куратором является доцент КНУ и общественный деятель Галина Усатенко - она вам об этом может больше рассказать. Но, по сути, идея выросла из серии лекций, которые проходили весной в рамках проекта АУТ 3: Сны наяву, когда мы делали лекции критиков Виктора Топорова, Максима Кантора. В качестве интеллектуальной базы мы использовали университет Шевченко. Из этого цикла неожиданных интересных дискуссий и вызрела идея создания платформы.

 

- Уже в пресс-релизе ощущается доминирование “статусов”, что даёт основания ожидать менторский тон со стороны кураторов. Как будет построена работа участников платформы - ориентированы ли вы на диалог, а не наставничество?

 - Я против менторства. Если бы мне было интересно только учить, я бы уже давно принял предложение одного из университетов. Мне интересен диалог, может быть, даже самому учиться у тех людей, которые свежее, по-новому, в другой информационной ситуации смотрят на мир. Но любой из художников, с которыми я работал, подтвердит, что я жёсткий куратор. И когда нужно - очень жёсткий. Но всё равно это диалог. Однако на последнем этапе - экспозиционном - куратор обязан быть жёстким, иначе выставка превращается в винегрет. Любой художник не умеет останавливаться в пределах своего творчества и способен выставить всё, что он сделал. Поэтому в отсеивании работ и построении экспозиции и есть ответственность куратора.

 

 

По материалам: www.artukraine.com.ua



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"