|
Написал статью: Opanasenko
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Древнее государство в нижнем течении реки Нил, в северо-восточной Африке. Сложилось к 3000 до н. э. в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта. По исчислению египетского жреца Манефона (конец 4-начало 3 вв. до н. э.), до 341 до н. э. (2-е завоевание Египта персами) было 30 династий. Древне-египетское искусство, главным образом призванное обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме, но пережило эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества. Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Сформировались локальные художественные школы. Проявились яркие творческие индивидуальности. Древне-египетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре; ритм. Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости - одновременно в фас (глаз, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги).
Основные принципы древне-египетского искусства начали складываться в период и II династий (ок. 3000-ок. 2800 до н. э.). Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба). Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны геометрическая обобщённость, симметрия и статика, строгая фронтальность (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тыс. до н. э., Каир). В период Древнего царства (ок. 2800-ок. 2250 до н. э.) найденные ранее художественные приёмы обрели стилистическую законченность. Был выработан новый архитектурный тип гробницы фараона - пирамиды, предельная простота форм которой в сочетании с гигантскими размерами создавала исполненный отчуждённого, сверхчеловеческого величия, архитектурный образ (пирамиды в Саккаре и Гизе). Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными павильонами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. В росписях и рельефах на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых) проявляются свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красота обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тыс. до н. э.).
Большое развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещенными ногами), торжественно статичные портретные статуи отличаются ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, Каир, писца Каи, Лувр), объёмы изваяний обобщены; складки одежды, парики и головные уборы, ювелирные украшения тщательно проработаны.
В эпоху Среднего царства (ок. 2020-ок. 1700 до н. э.) пирамиды утратили грандиозность. В архитектуре проявилось влияние провинциальных традиций - мастабы сменились скальными гробницами, с 2-или 4-колонным портиком. Поминальные храмы часто отделены от гробниц, имеют удлинённую осевую композицию, в них значительное место отведено колоннадам и портикам (храм Ментухотепа 1 в Деир-эль-Бахри). Расширилось строительство ирригационных сооружений. Усилился рост городов (остатки города Кахун в р-не Файюма), в застройке которых проявилось классовое неравенство: маленькие глинобитные хижины тесных жилых кварталов, отделённые стеной от аристократической части города, резко отличались от дворцов (кирпич-сырец) с помещениями, украшенными росписями, с колоннами и портиками, галереями, внутренними дворами. В изобразительном искусстве усилились тенденции к правдоподобию. В стенных росписях гробниц изображения приобрели большую композиционную свободу, появились попытки передачи объёма, обогащалась цветовая гамма. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, растений, животных (росписи гробниц в Фивах, 21 в. до н. э.). В скульптурном портрете проявилось более индивидуализированное отношение к человеку. При сохранении канонов композиции фиксировались возрастные черты модели, появились элементы раскрытия характера (портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, 19 в. до н. э.); намеренно обращаясь к твёрдым породам камня (диорит, гранит), виртуозно преодолевая сопротивление материала, скульптор выявлял чёткую структуру лица, подчёркивал его суровость, придавал изображению драматическую экспрессию.
Яркий расцвет искусство Египта пережило в эпоху Нового царства (ок. 1580-ок. 1070 до н. э.). Успешные походы в Азию и приток богатств обусловили исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматичесские образы эпохи Среднего царства сменились утончённо-аристократическими. Усилилось стремление к изяществу и декоративной пышности. В архитектуре получили дальнейшее развитие тенденции предыдущего периода. В храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, который представляет собой развёрнутый в пространстве архитектурный комплекс, частично вырубленный в скалах, строгие линии карнизов и протодорических колонн контрастируют своей разумной упорядоченностью с хаотическими расщелинами скал. Мягко моделированные статуи, рельефы и росписи придают храму просветлённость и гармоническую ясность. В рельефах линии стали изящнее, обработка поверхности камня тоньше. Особое развитие получил углубленный рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, начало 15 в. до н. э.). В стенных росписях появились невиданная ранее свобода движений и ракурсов, тонкость красочных сочетаний, в композиции широко вводился пейзаж (росписи гробниц в Фивах, конец 15 в. до н. э.). В наземных храмах, развивавших идею грандиозной рхитурно-пространственной композиции, основными элементами стали развёрнутые по продольной оси открытый двор, обнесённый колоннадой, гипостиль с рядами монументальных лотосовидных или папирусовидных колонн и святилище со статуями богов; вход в храм оформлялся 2 пилонами, перед которыми воздвигались обелиски и статуи (храмы в Карнаке и Луксоре).
Искусство времени Эхнатона (1-я половина 14 в. до н. э.) стремясь ослабить власть жречества, Эхнатон провёл религиозную реформу, основал новую столицу Ахетатон - современный Эль-Амарна) отличается заострённостью образов, почти гротескной трактовкой индивидуальных, болезненно-уродливых черт фараона и членов его семьи. К концу правления Эхнатона скульптурные портреты характеризуются аристократической утончённостью и классической ясностью образов. Шедеврами древне-египетского искусства являются выполненные скульптором Тутмесом портреты фараона и его жены Нефертити (Государственный музей, Берлин-Далем). Традиции искусства времени Эхнатона продолжались его непосредственными преемниками. Сохраняя техническое совершенство и декоративное изящество, искусство Египта середины 14 в. до н. э. постепенно приобретало, однако, оттенок академической холодности (находки из гробницы фараона Тутанхамона - золотая маска, трон, сосуды, ларцы с рельефами и росписями). Традиции эпохи Эхнатона сохранялись в работах ряда мастеров Фив и Мемфиса. Некоторые произведения отличаются острой характерностью образов, непосредственностью передачи эмоций и обобщённостью контурного рисунка (рельеф с изображением плакальщиков, ГМИИ).
Искусству 2-й половины 14 в. до н. э. свойственно стремление к парадной пышности и тяжеловесности форм (гипостиль храма в Карнаке со 134 массивными колоннами). Вновь получил распространение скальный тип храма (Абу-Симбел). В изобразительном искусстве усилилась идеализация образов фараона (статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле). Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство (сосуды из шифера, алебастра, хрусталя, фигурные туалетные ложечки из слоновой кости и дерева, золотые браслеты, ожерелья и кольца, инкрустированные драгоценными камнями, резные и расписные ларцы, мебель). Подчиняющиеся основным стилистическим закономерностям древне-египетского искусства бытовые изделия отличаются строгой отточенностью форм, изысканной декоративной красочностью, тонкостью отделки. Последний расцвет древне-египетское искусство пережило при фараонах так называемой Саисской династии (7 в. до н. э.). Характерно обращение к древним традициям, эклектическое соединение художественных приёмов различных эпох. Тщательно обработанные и отполированные статуи и рельефы отмечены академической отвлечённостью. Некоторые проиэведения наделены выразительной портретной характеристикой (статуя Мантуэмхета, Каир).
После завоевания страны Александром Македонским (4 в. до н. э.) искусство Египта включилось в сферу эллинистического искусства, позднее - искусства Древнего Рима. Культовая архитектура этого времени, сочетающая античные и древне-египетские формы, отмечена чертами эклектизма (храм бога Гора в Эдфу, 237-57 до н. э.). Оригинальный сплав древне-египетских и римских традиции представляют собой файюмские портреты. С переходом Египта под власть Византии (кон. 4 в.) сложился один из местных вариантов раннехристианской культуры - коптское искусство. С 7 в. в Египте развивалась одна из ведущих школ средневекового арабского искусства.
Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян. Они верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой - либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку.
Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие т.н. ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккара и была сооружена четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.
Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.
Из пирамид и мастаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые "города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Кариака, которые были основаны примерно в 16-14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи- спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.
Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.
Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.
Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искуство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.
Искусство древнего Египта
В древнем Египте размышляли о значении ремесла, учёбы и искусстве. Искусство имело высокий социальный статус,он был божественного происхождения. Сущность людей в этом мире - приготовиться к смертельной жизни, которая основывается на мифах и разноцветных картинках.
Египтяне верили ,что душа умерших людей живет дальше и иногда посещает их. Поэтому они тщательно охраняли тело умершего и хранили его в крепком сооружении. Консервативными мумификационными материалами были различные масла, глина, песок, смола, опилки, шерсть, духи и лук. На сердце умершим ложили омулет, который был сделан из камня, дерева или металла,а так же на них ложили украшения и дорогие вещи.
АРХИТЕКТУРА - это одна основная ветвь культуры древнего Египта.
С древних времён Египет привлекал путешествеников, школьников, внешние соседние страны. Греки египедской цивилизации удивлялись ее памятникам и характеру жизни, восхищалисьуму и воображению. Две большие пирамиды Хеопса и Хефрена - причисленны к семи чудесам света. Заинтересованность Египтом началась во времена Ренесанса. Изучение памятников Египта началось только в 19 веке, после того когда, посетившие его участники, наполеоновской экспедиции выпустили собрание "Описание Египта" (1798-1801), а ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬЁН в 1822г. огласил работу, помогшую читать иероглифы. Примите к сведению, что только археологические раскопки помогают воссоздать и понять жизнь и искусство Древнего Египта. Большое значение имело чтение текстов написанных иероглифами, которые помогли понять историю, ремесло, культуру и искусство Древнего Египта.В этот край приезжали грабители, они уничтожали памятники, а краденные произведения искусства продавали в музеи европейских стран.
Культура Древнего Египта делится на 3 периода:
Древнее царство (3100-2000 г.)
В Гизе, неподалеку от нынешнего Каира, на скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок три четкие тени, стоят три громадных геометрических тела – безупречно правильные четырехгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Они стоят уже больше сорока веков. Их облицовка не сохранилась, погребальные камеры с саркофагами давно разграблены, но ни время, ни люди не смогли нарушить идеально устойчивую, монолитную форму этих сооружений. Высочайшая их них, пирамида Хеопса, до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек всего мира. Ее высота – 146 метров, а длина основания каждой грани – 230 метров. Греческий Парфенон по сравнению с ней выглядел бы совсем крошечным – как лодка по сравнению с морским пароходом. В пирамиде Хеопса, если б она была полая внутри, мог бы уместиться весь ансамбль собора св.Петра в Риме. А ведь пирамида не полая, она почти сплошной массив из тяжелых каменных плит, только внизу прорезанный узкими коридорами, ведущими в усыпальницу фараона. Подсчитали, что для того чтобы перевезти все эти камни, из которых сложена пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, каждый по 30 вагонов. А тогда пирамиду строили голыми руками, даже без помощи вьючных животных. Это поистине необычайный памятник непреклонной воли фараона и многолетнего каторжного труда сотен тысяч рабов.
К пирамидам примыкали низкие заупокойные храмы, у подножия рядами располагались гробницы придворных и родичей фараона – “мастаба” (“каменные скамьи”). И храмы и мастаба рядом с пирамидами выглядели очень маленькими и издали не были заметны, а треугольники пирамид на фоне неба виднелись отовсюду как напоминание о вечности. Длинная прямая дорога вела к ним с востока, от плодородных долин, орошаемых Нилом: дорога от обители жизни к безмолвному миру песков и гробниц. Границу пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена, - прадед всех бесчисленных египетских сфинксов. Он создан не только руками людей, но и самой пустыней: люди обтесали и обработали скалу, похожую по форме на тело лежащего льва.
Писатель Иван Бунин, иного путешествовавший, влюбленный в седую грозную старину Востока, оставил путевые записки, не уступающие по художественной силе его рассказам. Вот как он описывал впечатление от Большого Сфинкса. “Вокруг меня мертвое жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песками скал и могильников. Все блестит, как атлас, отделяясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света… Я иду и не свожу глаз со Сфинкса.
Туловище его высечено из гранита целиком, - приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно- громадный, носит следы той жуткой древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как охранителю “Страны Солнца”, страны жизни, от Сета, бога смерти. Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно-спокойно глядит он куда-то на Восток, на далекую солнечно-мглистую долину Нила. Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывает в моем сердце почти такое же благоговение, как в сердцах подданных Хуфу”.
Среднее царство (2000-1570 г.)
Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало каноны и традиции Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы, государство в 21в. до н.э. снова объединилось под властью фиванских правителей - этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территориях номов. Пирамиды стали скромнее, меньше размерами. Как отразились эти перемены на стиле искусства? С одной стороны - снижается пафос монументальности: в искусстве появляется оттенок сниженности, обиходности. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности.
Но каноны, с другой стороны, все-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему. Когда древние скульпторы высекали из скалы первого Великого Сфинкса, их благоговение и тайный ужас запечатлелись в этом громоздком, но истинно величавом стороже пустыни.
Когда же в Среднем царстве искусные мастера изготовляют неизвестно какую по счету фигуру льва с лицом фараона, - они отдают дань традиции. Танисский сфинкс исполнен куда более “виртуозно”, чем его древний предок, - уверенно изваяно львиное туловище, безукоризненно портретно волевое лицо Аменемхета III, превосходна лепка лица - и все же это произведение выглядит официально-холодным.
Зато много непосредственности, даже наивности в мелкой пластике Среднего царства - деревянных и фаянсовых статуэтках слуг, пахарей, носильщиков, лодочников, прачек, пастухов. Часто они комбинировались в группы, в целые жанровые сценки.
Большой шаг вперед был сделан в искусстве росписей. Раньше, в Древнем царстве, преобладали раскрашенные рельефы, теперь же их заменяли живописью, темперой. Росписи допускали большую гибкость рисунка и богатство цвета. Прекрасные циклы росписей были обнаружены в скальных гробницах Антилопьего дома, хохяеином его был номарх Хнумхотеп. Здесь очень живо изображены сцены охоты Хнумхотепа; жатва, уборка зерна в его владениях; различные животные и птицы, изображенные с почти японским изяществом. Хотя египтяне рисовали зверей, птиц и растения лаконично, скупыми линиями, но удивительно точно и тонко. У них было какое-то особенно интимное понимание животного мира, утерянное позднейшими цивилизациями. Между тем, рисованием с натуры египтяне никогда не занимались. И при высекании рельефов, и при создании росписей, они пользовались канонами: как нужно строить фигуру, как располагать изображение на плоскости. Однако для успешного исполнения своей работы, художник должен был знать, как выглядядт те предметы, которые он изображает. Тут нужны были и наблюдательность, и практика. Египетские художники тренировались, рисуя по памяти на обломках камня, на свитках папируса или на глиняных черепках, остраконах. Их во множестве находили при раскопках. На остраконах рисовались или мотивы, которые могут понадобиться для росписей гробниц, или вариации тех, что уже были в древних гробницах. Такие рисунки именее каноничны и более эскизны, чем сами росписи.
Новое царство (1570-525 г.)
Новое царство - эпоха третьего, и последнего, подъема египетского государства, наступившая после победы над азиатскими племенами гиксосов. Искусство Нового царства величественно, но в нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Традиционные формы как бы изнутри освещаются этим светом. Многие традиции уже изживали себя.
Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Жрецы в ту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому облик Египта Нового царства стали определять храмы Амону, а не фараонам. В течение нескольких веков достраивались храмы Амона-Ра - современные Карнакский и Луксорский. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль - аллея сфинксов.
Замечательным памятником фиванской архитектуры 18-й династии является заупокойный храм царицы Хатшепсут. Она была единственной в истории Египта женщиной-фараоном.
Ей воздавались все подобавшие фараонам божеские почести, ее изображали с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Хатшепсут не очень много занималась завоевательными походами, зато ревниво заботилась о делах внутренних, о пышном и масштабном строительстве. Длинная прямая дорога, уставленная по сторонам статуями сфинксов с лицами Хатшепсут, начиналась от пристани у западного берега Нила, поднималась выше и выше к скалам, подводила к 3 постепенно повышающимся большим террасам, окруженным колоннами. Террасы соединялись между собой пандусами, а святилище вырублено в скале.
Две статуэтки из черного дерева - фигуры жреца Аменхотепа и его жены Раннаи - могут многое поведать об общем характере и традициях египетского искусства в эпоху 18-й династии. Статуэтка Раннаи изображена в традиционной позе сотен и тысяч египетских статуй. Обе ступни твердо опираются на землю, но одна нога выдвинута вперед; стан напряженно прям, как бы оцепенел, но в его кажущейся статичности заложена динамическая энергия: он весь устремлен вперед, всей силой, всей волей духовного напряжения. Но в Раннаи есть то, чего не было раньше. Подчеркнута ее хрупкая женственность, фигура необычайно тонка, пропорции вытянуты.
Образ жизни высших кругов Египта становится более, чем когда-либо роскошным, относительно светский дух проникает и в искусство. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфисты и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. Переселяясь в загробный мир, египетские дамы и туда с собой брали наборы туалетных принадлежностей из золота, слоновой кости, фаянса: драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, кольца, туалетные ложечки. Все эти предметы не пестры и не вычурны, исполнены с великолепным чувством материала и цвета, чему пример - туалетная ложечка в виде плывущей обнаженной девушки.
При таком наплыве светских мотивов со старыми канонами начинают обращаться свободнее. Появляются непривычные позы и ракурсы - в фас, в три четверти, даже со спины, фигуры заслоняют одна другую, рисунок становится изысканным.
В 525 г. перский король Камбиз захватил Египет и превратил его в Перскую провинцию. А в 323 г. Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию.
По материалам: http://www.artprojekt.ru
ВВЕРХ
|