Написал статью: Opanasenko
Арт-каток или Цифрами по творческому самолюбию. Илья Чичкан
Хочется начать с небольшой аналогии. В ноябре 2013 года на женевском Christie’s был продан бриллиант в 14,82 карата за $ 35 млн. Сумма за драгоценный камень была рекордной ровно сутки. На следующий день Sotheby's реализовал свой главный ювелирный лот – бриллиант «Розовая звезда» за $ 83 млн. Казалось бы, рекорд побит почти втрое, и нос главного конкурента насухо утерт. Казалось всем, но только не Christie’s. Тотчас последовало заявление, из которого становилось понятно, что рекорд остается рекордом – нужно только посчитать стоимость одного карата. И действительно, Pink Star («Розовая звезда») сверкала 59,6 каратами ($ 1,39 млн. за карат), в то время как оранжевый бриллиант на пару с Christie’s вытянули из покупателя более $ 2,3 млн. за единицу измерения.
Ситуация очень напоминает аукционные истории украинских художников. Есть маститые гиганты публичных торгов, появляются новички. В секторе топ-художников нашего рынка аукционные продажи колеблются в пределах от 20 до 40 лотов за последние 10 лет. Есть удачные продажи, случаются нереализованные. У героя нашего следующего материала (пока не будем называть его имя) из 37 аукционных историй – 13 неудачных, рекорд по количеству непроданных работ. Но аналогия с ювелирными украшениями не случайна. «Оранжевый бриллиант» украинского рынка, Илья Чичкан, установил свою собственную планку: из 22 его работ не было продано 8. Коэффициент негативных продаж в 2,75 пока не побит, а причины занимательны для анализа.
Илья Чичкан, "Че", 2010
Илья Чичкан, лидер среди топ-художников Украины по соотношению непроданных работ к проданным.
По состоянию на ноябрь 2013 года имеет 22 аукционные истории, из них:
- 11 украинских домов;
- 11 международных домов;
- наиболее успешная продажа (37 250 фунтов стерлингов за работу «Оно» 2003 года создания) состоялась в Лондоне на Philips de Pury в июне 2008 года. Эстимейт работы составлял GBP 30 000 – 40 000. Добавим, что продажа была на тот момент рекордной как среди участвовавших украинских художников на торгах, так и для украинского искусства вообще.
- в дальнейшем на международном уровне средний эстимейт стремительно уменьшился: в 2008-2009 годах держась на уровне GBP 15 000 – 18 000, с конца 2009 года составил GBP 3 000 – 5 000.
- подобный скачок кажется тем более странным, поскольку в 3-х из 4-х торгов 2008-2009 года работы уходили в пределах эстимейта (молоток падал на отметке GBP 12 500 – 15 000), не продана только единожды (Sotheby’s, июнь 2006). Более того, в том же сезоне сам художник представлял Украину на Венецианской Биеннале, что обязано должно было сказаться позитивно не только на результатах, но и на эстимейтах аукционных домов. Скандалом венецианская история не закончилась, меньшинства Чичкан не обидел и нефть в каналы не разлил… Впрочем, такое возможно, когда первые публичные продажи имеют мощное лобби персонального менеджмента, а затем их пути с художником расходятся – и аукционные дома ставят предельную стоимость исходя из рыночной активности, а не гарантированной продажи.
- предыдущий тезис косвенно подтверждается фактом, что первые «пост-биеннальные» продажи (Philips de Pury, сентябрь 2009 года) покупателей на две работы художника в зале не нашли, даже при эстимейте GBP 4 000 – 6 000. Работы доставили, коллекционеров – нет. Как пела примадонна российской эстрады, «Эй вы там, наверху!»
- после неудачного опыта международные дома обратили внимание на художника дважды: в ноябре того же 2009 года работа с Владимиром Кличко «Хранитель-тяжеловес» ушла за GBP 5 000 (при эстимейте GBP 4 000 – 6 000), а MacDougall, решившийся выставить на торги в 2011 году сразу три работы, сработал неважно: одна работа продана не была, две других ушли за одинаковую сумму GBP 2 600. Дополним негативный привкус данными эстимейта: GBP 1 800 – 3 000.
Илья Чичкан, "Хранитель-тяжеловес", 2009
- спустя 4 месяца реализованная на MacDoudall работа «Дневное время на двоих» (будь она кинофильмом, ее выпустили бы в прокат с пометкой 18+) была перепродана в Москве на аукционе Sovcom за 180 000 рублей. Считаем: прибыль поспешного владельца составила 900 фунтов. Минус расходы на транспортировку, содержание, комиссию аукционного дома… Не ушел ли он в минус случайно, может, организуем в блоге «краудфандинг» для пострадавшего?
- наконец, последняя «зарубежная» продажа художника на премьерном аукционе Vladey в 2013 году отправила владельцу работу за 7 000 евро, при типично «галерейном» эстимейте EUR 12 000 – 15 000.
- украинские аукционные дома тем временем пребывали в явном логическом отрыве от зарубежных. Судите сами: 2009 год – средний эстимейт $ 15 000 – 20 000 (результаты продаж отсутствуют), 2010 – средний эстимейт $ 12 000 – 16 000, одна работа реализована за $ 15 000, вторая не продана, 2011 – 2 работы с эстимейтом $ 25 000 – 30 000 не проданы, третья не продана даже при оценочной стоимости $ 4 000 – 6 000. Наконец, 2013 год, киевский аукционный дом оценил работу в $ 15 000 – 20 000, и… дальнейшую информацию скрыл. Илья, обращаюсь к Вам лично: позвоните этим людям и попросите внести стоимость продажи (по слухам она состоялась, и весьма успешно) в базу! Портят ведь Вам картину.
Итого имеем:
- средний эстимейт отечественных продаж непоказателен: $ 12 000 – 15 000, при этом разлет от 4 000 до 30 000. В большинстве случаев картины не проданы.
- средний эстимейт зарубежных продаж: 10 000 – 15 000, с резким уменьшением после 2009 года. В большинстве случаев работы проданы в пределах эстимейта.
Теперь проведем параллельную выставочно-публичную линию Ильи Чичкана. Художник в третьем поколении, он как никто другой знает механизмы продвижения в среде рынка. Подчеркнутая эпатажность поведения и скандальность творчества вывели имя в разряд топ-персон отечественного рынка, как только он стал подавать признаки экономической жизни. Многочисленные выставки составляют львиную долю портфолио, в котором ярко смотрится Metropolitan Museum of Arts и упомянутая выше Венецианская Биеннале. Наличие работ художника в крупных частных коллекциях (Виктора Пинчука, Татьяны Франчук и других) привлекает к персоне дополнительное внимание и намекает на успешную капитализацию практически не снимая с гвоздя. В то же время отмечаем неоднородную реакцию рынка на работы в разные сезоны продаж. Существует такой синдром художника: «он настолько известен, весел и коммуникабелен, что о покупке его работ думаешь в последнюю очередь». Приводим как пример, вешать ярлыки не спешим.
Однако создается впечатление (особенно после пристального изучения тематик работ с политической привязкой), что основная публично-рыночная проблема творчества Ильи Чичкана (художник хорошо продается на «сером рынке», но мы говорим об официальных продажах) – поразительное непопадание в настроение толпы. Стоило ему написать портрет украинского политического деятеля в образе шимпанзе – как она оказалась великомученицей, и Запад стал грозить пальцем. Результат – работа не продана. Изобразил гетеросексуальные отношения в подробностях – как они стали не модными, и фактической пропагандой гомофобии. Результат – работа ушла ближе к нижней границе эстимейта, причем предыдущий владелец избавился от нее через несколько месяцев после покупки. Испугался иностранец висящих на стене мужчины и женщины, как бы в суд не подали.
Илья Чичкан, "Юля", 2008
Однако, испугаются ли хорошо знакомые нам коллекционер с инвестором, внимательно следя за публичными торгами?
По их мнению, в художника стоит вкладывать деньги, если вы:
- хотите встать в один социальный ряд с ведущими коллекционерами Украины;
- желаете пополнить коллекцию работами потомственного художника, несущего творческий заряд конца 80-х годов и неповторимую атмосферу сквота «Парижская Комунна» 90-х;
- любите показывать пальцем на первые полосы газет с возгласом: «это мой!»;
- готовы вложить деньги в раскрутку украинского искусства через художника, имеющего лучшие международные продажи и о котором знает западный рынок;
- хотите иметь «обратный политический барометр»: что изобразил – то скоро станет неактуально;
- с детства любите шляпы.
Работы художника не стоят вложенных денег, если вы:
- политически неактивны или лишены чувства юмора (что, на наш взгляд, одно и то же);
- собираетесь в ближайшее время заработать на повторной продаже художника.
В следующей серии мы соберем досье на украинского художника, имеющего рекордное количество публичных продаж – как успешных, так и провальных. По аналогии с торгами Sotheby’s, с которых начат этот материал, назовем его тем же именем ноябрьского лота: Pink Star. Может, кто угадает?
По материалам: www.artukraine.com.ua
ВВЕРХ
|