Написал статью: Opanasenko
Полис для искусства
Драгоценности, икона, любимая картина, гравюра и часы дедушки - эти вещи дороги нам, они хранят память веков, историю семьи, рода, страны. Ювелирные изделия, скульптуры, редкие книги, рукописи, дизайнерские проекты, фото- аудио- видео архивы, уникальные музыкальные инструменты, почтовые марки, ордена, медали, награды и памятные знаки - все это создавалось трудом не одного поколения. Предметы искусства издавна были одним из высокодоходных средств размещения капитала. Для большинства их владельцев ставить вопрос о цене неуместно, ведь для них они бесценны!
Долгое время в нашей стране страхование произведений искусства не выделялось страховыми компаниями как отдельный вид услуг – считалось, что лучше страховать их как имущество. Партнер ART UKRAINE - СК «БРОКБИЗНЕС» выделяет его как отдельный вид имущественного страхования, ведь художественные ценности, по мнению специалистов компании, просто «обречены» быть застрахованными отдельно от остального имущества.
Заинтересованных в страховании произведений искусства можно разделить на две категории: первая - это организаторы временных и «выездных» выставочных мероприятий, а вторая - частные коллекционеры, частные музеи и галереи, и держатели корпоративных коллекций. Что касается организаторов выставок, то для них действует формула страхования «wall to wall» / «от стены к стене», или «от гвоздя к гвоздю». Такие условия страхования были разработаны в виде синдикатах Lloyd's в Лондоне и применяются во всем мире в сфере искусства. Таким образом, страховое покрытие защищает абсолютно все передвижения экспоната - он застрахован, когда его упаковывают, выносят для транспортировки, перевозят, хранят в городе экспонирования, монтируют и экспонируют.
Необходимость страховать выставочные экспонаты вызвана требованиями действующего законодательства. Страховая защита предметов искусства различного характера, включая антиквариат, как правило, осуществляется на условиях «от всех рисков», в том числе - пожар, взрыв газа, удар молнии, стихийные бедствия, падение летательных аппаратов и их частей, аварии водопроводных, канализационных, отопительных, противопожарных и других систем, аварии климатических систем, противоправные действия третьих лиц, в том числе похищение и причинение вреда по неосторожности, террористический акт. Страхование начинает действовать с момента изъятия экспоната с места его постоянного хранения и заканчивается в момент возвращения владельцу.
Внимание отечественных страховщиков все больше направляется на страхование предметов искусства, находящихся в частных коллекциях. Такой интерес обусловлен тремя обстоятельствами: во-первых, в Украине происходит постепенная легализация и увеличение не только рынка предметов искусства, но и самих частных коллекций, во-вторых, произведения искусства, стоимость которых постоянно растет, становятся эффективным инструментом вложения денег, в-третьих, их приобретения все чаще становится элементом имиджа частных лиц, или корпораций.
Как практически осуществляется страхование художественных ценностей? Следует отметить, что обеспечение конфиденциальности, при заключении договора страхования, в большинстве случаев решается положительно. Чаще всего, актуальным становится вопрос оценки стоимости экспонатов. Например, при заключении полиса на произведение искусства, будьте готовы, что вас спросят, есть ли на него необходимые документы: вывод о его подлинности (искусствоведческая и технологическая экспертиза) и документ, подтверждающий стоимость картины (заключение экспертов или чек на покупку). Это необходимо для того, чтобы при наступлении страхового случая, вы смогли получить правильную страховую сумму. В идеале, такая сумма определяется на основании экспертного заключения профессиональных оценщиков, которые со своей стороны стремятся учесть все факторы, способные повлиять на стоимость произведения: его состояние, период создания, условия хранения, принадлежность к определенным периодам творчества автора, участие в престижных выставках, публикации в авторитетных каталогах, наличие оригинальной подписи - всего не перечислить. Бывает, что проведенная экспертиза предмета искусства ставит под сомнение его подлинность . По разным оценкам до 80 % произведений искусства, которые «вращаются» на отечественном артрынке являются подделками.
В ситуации, которая сложилась в государстве, как перспективные объекты для страхования чаще всего расцениваются корпоративные коллекции и собрания частных художественных галерей. Это связано с тем , что эти страхователи лишены лишних переживаний по поводу нежелательной огласки их имени, ведь собственность юридических лиц в этом смысле более обезличена. Во-вторых, они имеют опыт страхования основного бизнеса и более склонны к услугам страховщиков. В-третьих, у корпораций или художественных галерей не возникает вопрос доверия к страховой компании.
В Украине далеко не каждый страховщик соглашается страховать убытки причинены сотрудниками принимающего музея. СК «БРОКБИЗНЕС» включает этот риск к своему полису. Страхование экспозиций предусматривает составление перечня застрахованных предметов с указанием точно установленной суммы. Формирование страхового тарифа в каждом отдельном случае осуществляется индивидуально и учитываются абсолютно все факторы. Среди них: ценность экспоната, способ его транспортировки, качество упаковки, продолжительность экспонирования, наличие противопожарной и охранной систем, состояние помещения, в котором проходит экспозиция выставки, наличие вооруженной охраны. Как правило, франшиза в данном виде страхования отсутствует.
При страховании произведений изобразительного искусства порой предлагается возможность расширить страховое покрытие за счет дополнительных рисков - среди них народные волнения, массовые беспорядки, забастовки, вандализм, стихийные бедствия и другие. Покрываются страховым полисом и специфические риски - например расслоение краски , или возникновения кракелюров (трещин) на холсте картины.
Как же осуществляется урегулирования убытков? Если предмет страхования утрачен полностью, или не подлежит реставрации (восстановлению), банк выплачивает возмещение в размере ста процентов страховой суммы. При частичном повреждении выплачивается стоимость работ по реставрации предмета страхования, а также возмещаются убытки, связанные с его обесцениванием в результате наступления страхового случая.
Джон Рокфеллер
Можно с уверенностью предположить, что одной из предпосылок формирования человечества стала потребность в безопасности, в основе которой лежит инстинкт самосохранения. Развитое общество не может существовать без страхования, которое является его неотъемлемой частью, и гарантом благосостояния и устойчивого развития, ведь еще Рокфеллер говорил: «Никогда не экономьте на охране, страховании и рекламе - и ваши дела пойдут вгору».
По материалам: www.artukraine.com.ua
ВВЕРХ
|