Написал статью: Opanasenko
Баррикадный пейзаж или Почему Гельману выгодна смерть украинских художников?
Редакция ART UKRAINE подтвердит: я долго отказывался писать материалы на политические темы, считая это очевидным и простым способом добавления очков в личную копилку рейтинга. Тем более, что повлиять словом на большинство людей, сегодня видящих понятие «независимость» в прямой зависимости либо от Восточной, либо от Западной политической силы, невозможно. И вот, на днях попалась интересная заметка видного человека. На своей странице в известной социальной сети высказался Марат Гельман: «Киевские события резко повышают интерес к украинскому искусству и моя коллекция южнорусской волны подорожает минимум вдвое». И далее: «Сейчас самое то было бы выставку украинцев из моей коллекции… Никто не хочет поддержать наших украинских братьев организацией выставки?».
Повод родился мгновенно: в онлайн-обсуждение сказанного вступили многие, в том числе украинские художники, стоящие в эти дни на главной площади страны (интересно, с каких электронных устройств они вступают в непрерывное обсуждение при минусовой температуре?). Очень не хочется, чтобы идейные творческие люди были невольно втянуты в разыгрываемые за их спинами политические стратегии. Восемь лет назад автор этих строк работал в музыкальной компании, и был живым свидетелем, как на Майдан приезжали музыканты со своими песнями, привозили последние деньги на звукозапись, продавая хаты в далеком Закарпатье. А в итоге получали отказ у распорядителей майданной «дискотеки»: друзья, езжайте домой, у нас трек-лист сверстан на месяцы вперед… Разочарованные – не в своих силах – в стране, которая в ответ отказалась их поддержать, они возвращались домой, разуверившись в главном: свободном выборе в пределах своего государства и своем статусе влияющего хоть на что-то электората. Сегодня, когда основными ньюсмейкерами становятся не музыканты, а художники, этим могут воспользоваться вновь. А, как известно, первая кровь, пролитая на холст, разносится мгновенно – быстрее брусчатки и средств массовой информации.
На этом фоне мне кажется полезным для всех рассмотреть, как складывались судьбы творцов, внесших вклад в протестные движения мировой истории, и насколько их работы оказались востребованными потомками. Привычно воспользуемся языком цифр, с минимумом исторических параллелей. Однако, для интереса читателей спросим заранее: как вы думаете, какой объект, связанный с революцией, оказался самым дорогостоящим на аукционных торгах за всю историю? Ответ вы найдете в конце материала, но давайте будем последовательны.
Нидерландская революция (1568-1648)
Она же Восьмидесятилетняя война за независимость Фландрии от испанской монархической семьи. Правда, ее итогом стало образование королевства Нидерландов, а напоминанием осталось лишь понятие «фламандская живопись», но спустя пять веков эта ракировка кажется нам несущественной. Из поколения фламандских художников выделим троих: Рубенса, ван Дейка и Брейгеля-старшего.
Гибралтарская битва, Cornelis Claesz van Wieringen
Сэр Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Провел половину жизни за границей, знал шесть языков. Испанской монархической семьей был сделан советником по вопросу продления перемирия с Голландской республикой. Отправился послом в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, за время которых покрыл потолок банкетного зала дворца в Уайтхолле сюжетами из жизни королевской семьи. За что и был возведен в рыцари. Хорошо повоевал, и с практической пользой.
Имеет 13 работ в топ-сегменте, средняя стоимость аукционной продажи – USD 11 млн. Общая капитализация USD 143,3 млн. В списке самых дорогих художников занимает 51 место.
Питер-Пауль Рубенс, Автопортрет, 1622-23
Сэр Антонис ван Дейк (1599—1641). С 1632 года (в разгар революционных движений на родине) живописец жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. Король также посвятил его в рыцари, а затем пожаловал статус королевского художника. Ученик Рубенса в прямом и переносном смысле.
Имеет 4 работы в топ-сегменте, средняя стоимость аукционной продажи – USD 6,9 млн. Общая капитализация USD 27,4 млн. В списке самых дорогих художников занимает 161 место.
Антонис ван Дейк, Автопортрет с подсолнухом
Питер Брейгель-старший (1525—1569). Стал свидетелем вхождения армии испанского герцога Альбы в Брюссель и последующего уничтожения еретиков и террора в Нидерландах. Современник художника из фламандской арт-тусовки тех лет, Карел ван Мандер, вспоминает об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», которую тот завещал жене (доносы были главным оружием политического выживания, а виселицы – орудием испанского возмездия). Второй референс прослеживается в картине «Избиение младенцев», где человек в черном напоминает испанского наместника Альбу, а царь Ирод – Филиппа II. Любители более тонких параллелей отметят и работу Брейгеля «Слепые», как знак покорного невмешательства (а может и слепой революционной борьбы, кто знает?). Тем не менее, умер художник естественной смертью.
Имеет 1 работу в топ-сегменте, стоимость аукционной продажи в 2002 году составила USD 5,1 млн. В списке самых дорогих художников занимает 437 место.
Питер Брейгель Старший, Автопортрет
Французская революция (1789-1799)
Свержение династии Бурбонов запомнилось истории тем, что в результате него Франция стала республикой. А затем империей. А после вновь республикой. И снова империей. В настоящий момент процесс остановлен на форме «республика». Любителям техники французская революция прежде всего знакома изобретением гильотины.
Эжен Делакруа, "Свобода на баррикадах"
Жак Луи Давид (1748-1825), активный участник революционного движения, друг и соратник Марата и Робеспьера, голосовал за смерть короля Людовика XVI, подписывал приказы об аресте «врагов революции». Словом, совершенно не смешивал искусство и политику. Художникам на заметку: из-за политических разногласий Давид развелся с женой (впрочем, говорят, тому нашлись и другие причины).
Имеет 5 работ в топ-сегменте, средняя стоимость аукционной продажи – USD 4,6 млн. Общая капитализация USD 23,1 млн. Количество всех аукционных торгов художника – 356. В списке самых дорогих художников занимает 180 место.
Жак Луи Давид, Автопортрет
Жан-Луи Приер (1759-1795). Французский художник, участник восстания на стороне якобинцев. Известен как автор рисунков «Картины французской революции», изданных в первые годы республики. Спустя два года, после контрреволюционного переворота, был гильотинирован.
На топ-аукционы работы Приера никогда не выходили, а всего официально становились лотами 5 раз, едва преодолев барьер в USD 10 000.
Американская Революция (1775-1783)
Она же Война за независимость Соединенных Штатов, в результате которой было официально создано новое государство и принята Конституция, а также пошел отсчет президентов и долларов.
Дон Трояни, Lexington Common - 19th of April 1775
Джон Трамбалл (1756-1843). Американский живописец, непосредственный участник Войны за независимость, адъютант Джорджа Вашингтона. Автор небольших реалистических портретов участников освободительной борьбы и патриотических исторических картин («Сражение при Банкерс-Хилле», «Декларация независимости», 1786-1794). Как видим, годы написания работ с периодом боевых действий не совпадают, картины созданы лишь после уверенной победы. С 1817 по 1836 год возглавлял Американскую академию изящных искусств в Нью-Йорке.
Джон Трамбалл
Работ в топ-сегменте не имеет, в списке самых дорогих художников не значится. Наивысшая стоимость аукционной продажи – USD 1,3 млн. Количество всех аукционных торгов художника – 78.
Мексиканская революция (1910-1917)
Говоря проще – семилетняя гражданская война, от свержения диктатуры до принятия новой конституции. Послужила толчком к развитию «мексиканского ренессанса», сопровождающегося ярким национальным самовыражением в искусстве. По мнению художников того времени, само создание образа мексиканца, исчезнувшего было из национального изобразительного искусства, являлось «небывалым новшеством».
Диего Ривера (1886-1957). Один из тех, кто стоял за рождением мексиканского монументализма: в первые годы новой страны художники активно приглашались к патриотической росписи фасадов зданий. Вступил в Коммунистическую партию уже после окончания революции, позднее сделал фреску для «Рокфеллер-центра» в Нью-Йорке, изображающую ньюсмейкера последних дней Владимира Ильича Ленина. Чем-то похож на Рубенса, не находите? Тем не менее, проходит по графе «революционный художник».
Имеет 3 работы в топ-сегменте, средняя стоимость аукционной продажи – USD 2,9 млн. Общая капитализация USD 8,8 млн. Количество всех аукционных торгов художника – 1360. В списке самых дорогих художников занимает 326 место.
Фрида Кало и Диего Ривера
Хосе Клементе Ороско (1883-1949). Активный участник Мексиканской революции и один из основателей «Синдиката революционных живописцев, скульпторов и граверов». В разгар революции провел персональную выставку, показав карикатуру на действующего президента страны Каррансу (на минутку, лидера революционного движения!). Графические росписи Ороско, к слову, включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Работ в топ-сегменте не имеет, в списке самых дорогих художников не значится. Наивысшая стоимость аукционной продажи – USD 1,1 млн. Количество всех аукционных торгов художника – 567.
Хосе Клементе Ороско
Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974). Протестную деятельность развернул еще в Академии художеств, организовав студенческую забастовку. Принимал участие в военных действиях на стороне революционных активистов. Был неоднократно арестован, и даже сослан в мексиканскую провинцию (что не помешало ему создать там одну из самых значительных серий работ). Участвовал и в гражданской войне в Испании, и в ликвидационной бригаде по устранению Троцкого. Словом, искал себя через искусство и не только.
Работ в топ-сегменте не имеет, в списке самых дорогих художников не значится. Наивысшая стоимость аукционной продажи – USD 1,3 млн. Количество всех аукционных торгов художника – 78.
Давид Альфаро Сикейрос
Фрида Кало (1907-1954). Единственная в списке женщина-художник, несмотря на юный возраст во время баррикадных событий, имеет отношение к революции больше, чем многие вышеназванные защитники отечества. Во-первых, Фрида была убежденной коммунисткой до конца жизни, во-вторых, женой Диего Риверы. И, главное, ее имя первое, с чем ассоциируется женская сторона латино- и центрально-американских революций, чему немало поспособствовали фотографии с оружием и прочий военный фетиш.
Имеет 3 работы в топ-сегменте, средняя стоимость аукционной продажи – USD 4,6 млн. Общая капитализация USD 13,9 млн. Количество всех аукционных торгов художника – 59. В списке самых дорогих художников занимает 246 место.
Фрида Кало, Автопортрет
Китайская революция (1922-1936 и 1945-1950)
Под влиянием Октябрьской революции в России одновременно проявилась политическая активность населения Китая. То, что проходит под именем «китайская революция» (не путать с китайской культурной революцией) выражалось в гражданской войне между правлением республики и коммунистической партией. Окончательному установлению новой власти в Китае были приурочены многочисленные изображения борьбы «красной» партии последних десятилетий.
Неизвестные китайские художники. В течение многих лет авторы идеологических постеров, открыток и реалистичной живописи 1950-х годов оставались неизвестны, работая на государство. Лишь в минувшие годы, когда их работы стали попадать на аукционные торги (средний эстимейт открыток и постеров – USD 100-300, живописных работ – USD 8 000 – 10 000), имена стали открываться публике.
Ай Вейвей (род. 1957). Самый скандальный художник Поднебесной не принимал участия в росписи революционного фарфора, однако справедливо считается символом современного несогласия и борьбы. Правда, большинству мировой общественности он стал известен не персональной инсталляцией в Tate Modern, а будучи посаженным в китайскую тюрьму на родине (по «официальной» версии, не за содержание своего искусства, а неуплату налогов после его продажи). Сбежав из страны в начале 1980-х, спустя годы вернулся, совмещая творчество с ведением блога об экономических и социальных преступлениях. Знал, на что шел, одним словом.
Работ в топ-сегменте не имеет, в списке самых дорогих художников не значится. Наивысшая стоимость аукционной продажи – USD 657 000. Количество всех аукционных торгов художника – 100.
Ай Вейвей
Кубинская революция (1953-1959)
Вооружённая борьба за власть на Кубе, закончившаяся приходом к власти Фиделя Кастро с ощутимой огневой поддержкой аргентинского медика Эрнесто «Че» Гевары. Самый заметный пост-баррикадный художник страны военные действия пережил тихо.
Мариано Родригес (1912-1990). Художник, известный дружбой с Диего Риверой. Работал как иллюстратор, стенописец, витражист и керамист. После революции назначен атташе по культуре посольства Кубы в Индии. В дальнейшем работал в Casa de las Américas (организации, созданной вскоре после революции для установления связей со странами региона), возглавляя отдел искусства, также руководил секцией искусства в Союзе писателей и художников Кубы.
Работ в топ-сегменте не имеет, в списке самых дорогих художников не значится. Наивысшая стоимость аукционной продажи – USD 269 000. Количество всех аукционных торгов художника – 242.
Мариано Родригес
Тунисская революция (2010-2011)
Она же – «Жасминовая» или «Финиковая» революция – волна общенационального недовольства политикой президента Туниса Зин эль-Абидина Бен Али, которая привела к его отставке. До этого дня улучшения жизни людей не замечено.
Популярность в Тунисе тех дней обрел граффити-арт. Рисовали как аутентичные произведения и призывы, так и используя трафареты других художников, например, Бэнкси (особенно отличилась этим художественная группа «Пещерные люди»). Однако к настоящему моменту ни один из объектов уличного искусства Туниса на официальные торги не попал.
Египетская революция (2011)
Серия месячных уличных демонстраций и протестов в Каире и других городах страны привела к отставке сначала правительства, а затем и президента Хосни Мубарака, правившего с 1981 года. Как и в соседнем Тунисе, до этого момента улучшения жизни людей не замечено.
Египетская революция
Конфликт поднял из небытия как взрослые артистические силы, так и молодежь. Помимо уличного искусства и живописи, революция в Египте натолкнула на мысль Мохамеда Албу (род. 1953) провести свою выставку в Facebook, за неимением альтернативного международного пространства (5 проданных работ, наивысшая стоимость USD 15 361). Его более возрастной коллега Джордж Багхури (род. 1932) и вовсе впервые вышел на аукционные торги с началом войны (2 продажи, наивысшая стоимость USD 15 000). У египетской арт-молодежи свои развлечения: один скрывается за псевдонимом Ganzeer (местный Бэнкси, 0 продаж, 0 выходов на торги), другой художник / фотограф – девушка по имени Марва Адель (род. 1984) через искусство пытается сказать миру о перспективах гендерной политики в военное время (9 публичных продаж, наивысшая стоимость USD 15 000).
Сирийский конфликт (2012)
Конфликты в ряде городов Сирии в 2011 году не привели к революции, а сразу переросли в гражданскую войну. Художники уже высказали свое мнение по данному вопросу, причем большинство – иностранной прессе. Некоторые – посредством арт-дилеров (ничего не напоминает?).
Таммам Аззам (род. 1980), самый активный молодой сирийский художник. Совмещает национальную идентификацию с политическими событиями: флаги, покрытые слом пыли, развешенное белье в красной краске и другие понятные активные символы. «Революция не просматривается в искусстве», – искренне заявляет Аззам, – «Она обходит нас, как художников, но является агентом перемен».
Спорно насчет агента-революции, но агенты самого художника активно ведут его продажи на внешнем, не объятом войной, рынке. С начала ведения боевых действий работы Аззама были выставлены на торги 28 раз. Последние два лота – на Christie’s в Дубае в ноябре 2013 года. Правда, результатами агенты имеют право быть недовольны, кровь не оправдана надежд: в первом случае «Флаги» ушли за USD 18,750 (при эстимейте USD 15 000 – 20 000), более ранняя работа художника из серии «Стирка» не была продана (эстимейт USD 8 000 – 10 000).
Таммам Аззам
Естественно в перечне уместились не все страны, когда-либо охватываемые народным волнением. Мы взяли для выборки наиболее показательные – как с точки зрения художников, так и современной ситуации. Однако, выводы напрашиваются сами собой:
- Стоимость работ художника «революционного периода» никоим образом не тождественна его участию в самом процессе. По этой логике, едва голова Жан-Луи Приера упала вниз – его искусство взлетело бы вверх, но второго не произошло. Более того, самыми успешными в итоге оказались те, кто переждал революцию за границей на хорошем жаловании. Или был ближе к революционной верхушке.
- Подавляющее большинство художников приступило к материализации революционных идей на холсте уже после того, как пушки смолкли, а баррикады разобрали. То ли оружие в руках было, то ли инстинкт самосохранения присутствовал.
- Международные арт-дилеры и галереи активно спекулируют на войне, предлагая художников из неспокойных регионов с рецензией: «Купите сегодня, завтра его могут застрелить». Но слышат в ответ: «Вот завтра и купим». Половина публичных продаж того, что проходит под PR-грифом «революционный арт» либо не продается, либо уходит в пределах эстимейта. А все почему? Мира люди хотят.
- Даже у активных революционных художников (большей частью Латинская Америка) большей популярностью впоследствии пользуются работы, созданные на отвлеченные темы. Среди топ-продаж каждого из названных нет ни одной «военной» тематики в произведении!
Если Марат Гельман дочитал вслед за вами до этих строк, он непременно спросит: причем здесь он? Притом, что если хоть один деятель украинского арта из собрания московского галериста насмерть замерзнет в центре столицы, его случайно брошенные слова осуществятся: выставка и последующие продажи будут иметь успех. Но не стоит думать, что катализатором станет кровь. Ею будет смерть, как факт конечной остановки деятельности художника, а с нею – невозможности пополнить свой творческий багаж. Регулярно дополнявшийся «пакет акций» ушедшего художника станет статичным и автоматически поднимется в цене. А так «киевские события» будут держать интерес к украинскому искусству ровно столько, сколько будут длиться. А после интереса хватит ровно настолько, насколько искусство наше конкурентоспособно. Я только одного не пойму: почему наши художники радостно поспешили обсуждать с Гельманом (пусть даже в шутку) московскую выставку, но никто в ответ не позвал его приехать и постоять пару ночей на Майдане? Скажем, для подписания выставочного контракта. Уверен, ради искусства он бы не отказал.
Да, и ответ на вопрос из превью к статье. Все же, какой «революционный» объект стал самым дорогим аукционным лотом в истории? Нет, не кусок памятника Ленину и не портрет Джорджа Вашингтона кисти Трамбалла. Ровно год назад, на Chrisite’s за 3 миллиона швейцарских франков была продана, датированная годом начала Французской революции… бутылка коньяка.
А вы говорите: революция и искусство.
По материалам: www.artukraine.com.ua
ВВЕРХ
|