Написал статью: Opanasenko
Авангардная мода «новой волны» в эпоху перестройки
Сегодня считается, что мир моды и мир искусства идут рядом (так, например, считает скандинавский дизайнер Хенрик Вибсков): Марк Джейкобс приглашает Ричарда Принса и Яёй Кусаму делать сумочки, а Миуччиа Прада (как и многие ее коллеги по модной индустрии) открывает художественный фонд имени себя. Но такое разделение все же существовало не всегда. В разные десятилетия современной нам эпохи дизайнеры и художники варились в одном котле, а иногда успешно занимались «несвойственными» для них вещами. Об одном из таких феноменов — недолгом триумфе советской альтернативной моды, существовавшей в разгар перестройки, — вспоминает историк искусства Юлия ЛЕБЕДЕВА.
Текст: Юлия Лебедева
Сергей Борисов. Аризона. 1987. Сourtesy Сергей Борисов
У каждого времени свои герои и приоритеты. Эпоха перестройки с ее безбашенностью, витальностью и невероятным количеством идей была временем постепенного обретения свободы, которая, к сожалению, в 1990-е годы превратилась в анархию. Молодые художники, работавшие в те годы, верили, что пришла пора перемен, но еще не почувствовали вкус арт-рынка. Поэтому это не только время свободы, но и честности. Середина и конец 1980-х были тем редким моментом, когда альтернативное искусство стало использовать не только исторический материал, но и — без иронии и издевки (что до того уже вошло в привычку) — советскую и революционную эстетику. Заново открытый русский авангард, когда-то работавший на благо Революции, оказал на художников 1980-х большое влияние. Они ассоциировали изменения конца XX века с тем, что было в его начале, в первую очередь восхищаясь невероятной силой и энергией авангардного искусства. Предложенные ими постмодернистские трактовки и новые прочтения эстетики русского авангарда и сейчас, спустя почти тридцать лет, смотрятся весьма оригинально. Советские символика и стиль нашли свое место в творчестве молодых художников уже не как досадные недоразумения и вынужденное зло, но как часть образа происходящих в обществе перемен. Тогда рядом могли уживаться противоположности: и имперские дореволюционные мотивы, и серп и молот, и шляпа, сделанная из надувного плавательного круга.
http://www.artguide.com
ВВЕРХ
|