В июне 1945 года, вскоре после окончания Великой Отечественной войны, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Сергей Меркуров написал письмо секретарю ЦК ВКБ(б) Георгию Маленкову. Тогда в российские музеи свозились «трофейные» сокровища — в ГМИИ привезли шедевры Дрезденской галереи, в Эрмитаж — Пергамский алтарь из Берлина. Возник вопрос о преобразовании Пушкинского музея в грандиозный Музей мирового искусства. Меркуров в связи с этим предложил Маленкову план пополнения музейной коллекции и расширения музейной территории. Сегодня, спустя почти 70 лет, это письмо выглядит почти так же злободневно, как в 1945 году.
Подготовила Екатерина Алленова
В ГМИИ им. А.С. Пушкина перед «Сикстинской мадонной» Рафаэля. Слева П.Д. Корин, П.Т. Корина, А.Д. Чегодаев. 1945
Секретарю ЦК ВКП(б) — тов. Маленкову Г.М.
О преобразовании Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина в «Музей Мирового Искусства СССР»
В 1912 г. в Москве был открыт Музей Изящных искусств, построенный по проекту академика Р.И. Клейна. Этот музей был задуман и создан как учебно-вспомогательное учреждение при Московском Университете и состоял в основном из скульптурных слепков античного и древневосточного искусства. После Октябрьской революции, в результате пополнения рядом новых коллекций, профиль музея стал меняться, и из учебного музея слепков он превратился в один из крупнейших художественных музеев СССР, именуемый Государственным Музеем Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина. В настоящее время, после 25 лет непрерывного пополнения своих фондов, Музей Изобразительных Искусств обладает хорошими, а в целом ряде случаев, первоклассными памятниками античного, древневосточного и западноевропейского искусства, которые могли бы быть положены в основу создания национального музея мирового искусства. Вопрос о создании такого музея мирового искусства, по типу своему приближающегося к Британскому Музею или Лувру, является сейчас исключительно актуальным и с точки зрения политической, и в интересах строительства нашей художественной культуры.
Создавая национальный музей мирового искусства важно устранить существующий до сих пор разрыв между собраниями западноевропейского и русского искусства, и показать русское искусство в общей экспозиции истории мирового искусства, где оно должно занять принадлежащее ему по праву место.
Чтобы создать на базе Музея Изобразительных Искусств национальный музей мирового искусства необходимы два основных условия: во-первых, пополнение коллекций музея, и во-вторых, значительное увеличение его площади. Для выполнения общих этих условий в настоящий момент имеются все необходимые предпосылки.
О пополнении коллекций музея
Для пополнения экспозиции западноевропейского искусства мы считаем безусловно необходимым передать в наш музей коллекции Музея Нового Западного Искусства, исходя из того, что в нынешнем своем виде коллекции нашего музея без всякого исторического обоснования обрываются на середине XIX века, оставаясь, таким образом незавершенными, а в то же время коллекции Музея Нового Западного Искусства показываются в отрыве от мирового искусства без какого бы то ни было исторического фона.
Другим большим и ценным пополнением наших фондов западноевропейского искусства должны явиться произведения, поступившие и продолжающие поступать из Германии в порядке возмещения натурой причиненного нам ущерба, в частности, мировые шедевры живописи из Дрезденской галереи, Пергамский фриз из Берлинского музея и т. д.
Для организации Отдела Русского Искусства в Национальном Музее Мирового Искусства Комитет по делам искусств при СНК СССР мог бы передать нам некоторые типические образцы произведений лучших русских художников из других музеев. Кроме того, было бы правильным передать в наш музей из Молотовского Музея часть собраний пермской деревянной скульптуры, имеющей мировое значение (с 1940 по 1957 год нынешняя Пермь носила название Молотов. Меркуров имеет в виду собрание Пермской государственной художественной галереи. — «Артгид»). Наконец, для восполнения пробелов в последовательном показе мирового искусства, справедливой и целесообразной явилась бы также передача в наш Музей особо выдающихся произведений искусства из числа хранящихся в периферийных музеях, музеях-дворцах и музеях-усадьбах, куда эти произведения попали по тому или иному случайному стечению обстоятельств.
Особым источником пополнения отделов первобытного, античного и древневосточного искусства могут явиться археологические экспедиции, проводимые на территории СССР и за границей. Для этого музею должно быть предоставлено право самостоятельного производства раскопок в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии и за границей, в первую очередь в Монгольской народной республике, в Болгарии, Румынии и Греции, а позднее в Турции, Египте, Месопотамии и др. местах.
Имея в виду на будущее необходимость дальнейшего широкого и систематического пополнения коллекций Музея Мирового Искусства СССР, мы считали бы правильным предоставить музею право самостоятельного (помимо Закупочной Комиссии Комитета по делам Искусств) приобретения произведений искусства. При существующей сейчас централизованной и недостаточно гибкой системе закупок, Музей в целом ряде случаев оказывался лишенным возможности приобретать для своих коллекций произведения, покупка которых требовала срочного решения.
С.П. Меркуров и А.Д. Чегодаев во дворе ГМИИ им. А.С. Пушкина с сотрудниками музея. 1945
Об увеличении площади Музея
Вопрос об увеличении площади Музея мы просим рассмотреть во всей его остроте — и в связи, и независимо от реорганизации нашего Музея в музей мирового искусства. Считаю поэтому необходимым обратить Ваше внимание, что при строительстве здания Музея не была учтена возможность дальнейшего естественного роста музейных коллекций, а также не были предусмотрены помещения, необходимые для хранения запасных фондов, для кабинетов научного персонала, для реставрационных и производственных мастерских и др. подсобные помещения.
В настоящее время Музей испытывает исключительные трудности, связанные с недостатком помещения, не имея возможности показать зрителю даже половины принадлежащих ему произведений искусства. Так, например, в Отделе Древнего Востока экспонируется коло 4000 памятников, а больше 7000 остаются в запасе; в картинной галерее экспонируется около 900 произведения и почти 1000 других произведения остаются в запасе.
В настоящий момент вопрос об увеличении площади Музея может быть разрешен только путем присоединения к нему одного из близко расположенных зданий. Таким единственно подходящим зданием является здание Института Маркса — Энгельса — Ленина (ул. Маркса-Энгельса, № 6). Это здание, отделенное от Музея небольшим садом и узким переулком, обладает необходимыми условиями для размещения в нем картинной галереи Музея. Не представило бы никаких трудностей (закрыв переулок для движения) объединить здания Музея и Института в один архитектурный музейный ансамбль, причем большая площадь между двумя зданиями могла бы быть с успехом использована для показа монументальной скульптуры.
Институт же, территориально не связанный с местоположением нашего Музея, мог бы получить другое подходящее помещение.
Совершенно необходимо также передать нам здания Музея Нового Западного Искусства, где, в дополнение к стабильной экспозиции Музея Мирового Искусства СССР, было бы целесообразно устраивать периодические выставки западноевропейского и русского искусства (выставки современных западноевропейских художников в порядке культурной связи, сменные выставки запасных фондов нашего Музея, всякого рода тематические выставки). Кроме того, здание Музея Нового Западного Искусства дало бы нам возможность организовать в нормальных условиях работу Гравюрного Кабинета Музея с его первоклассными коллекциями мировой графики, научно-исследовательской лаборатории реставрационного отдела Музея, Издательства Музея и Кабинета Репродукций с его фондами, насчитывающими свыше 100 000 единиц.
Кроме двух основных вопросов — вопроса о пополнении фондов и расширения помещения Музея, — в проекте постановления о создании Музея Мирового Искусства СССР мы предусматриваем также некоторые другие мероприятия, направленные на обеспечение охраны музейных ценностей, улучшение условий показа, хранения и реставрации произведений искусства, повышение научного авторитета Музея, широкую популяризацию выдающихся памятников, собранных в Музее, а также улучшение бытовых и материальных условия научного коллектива Музея.
Придавая исключительное значение созданию в Москве музея мирового искусства, мы просим ЦК ВКП (б) рассмотреть наши предложения и принять соответствующее решение по этому вопросу.
Директор Музея,
народный художник СССР С.Д. Меркуров
15.VI.1945 г.
Российский государственный архив социально-политической истории России, ф. 17, оп. 125, д. 368, л. 20–25