Написал статью: Opanasenko
Что общего между спермой и зелёным жуком: памятка идущему на выставку Яна Фабра
Несколько работ, показанных в PinchukArtCentre за всю историю его существования, несомненно, останутся в памяти многих зрителей. Даже помимо их собственной воли. Среди них - произведения Яна Фабра, и это именно то, чего он, известный в художественных кругах провокатор, добивался. Его имя не у всех на слуху, как, скажем, имя Демиана Хёрста, после выставки которого у местных ценителей высокого начинается сыпь уже от слов "современное искусство". Однако, если напомнить рядовому завсегдатаю арт-центра о том, что именно Фабр - автор представленной в рамках выставки “Сексуальность и Трансцендентность” (2010) инсталляции “Фонтан мира (как молодой художник)”, в которой манекен лежащего на надгробных камнях молодого человека буквально эякулировал в потолок каждые десять минут - увидите в собеседнкике гримасу неприятного узнавания.
Ян Фабр
Новая встреча с работами бельгийского художника возможна уже с сегодняшнего дня - в PinchukArtCentre открылась выставка в двух частях: “Ян Фабр. Дань Иеронимусу Босху в Конго (2011-2013) и Дань Бельгийскому Конго (2010-2013)”. А поскольку такая встреча может стать серьёзным опытом по изменению сознания, в качестве set&settings ART UKRAINE предлагает небольшой путеводитель по жизни и творчеству художника, в сознании которого живут зелёные блестящие насекомые, а в художественной деятельности прописался перманентный катарсис.
Сразу стоит сделать оговорку, что Фабр не поддаётся однозначной профессиональной категоризации, поскольку известен в равной степени как визуальный художник, скульптор, писатель, сценограф, хореограф и театральный режиссёр. Сам художник объясняет свои междисциплинарные интересы тем, что его приоритетом было ислледование и изучение изменений и превращений, которым поддаётся тело (будь-то тело насекомого или человека), а также поиск всевозможных взаимосвязей между метаморфозами как на физиологическом так и на социокультурном уровнях.
Жуки и метаморфозы
Именно с насекомых стоит начать рассказ, поскольку они не только послужили началом истории Фабра-художника, а стали и матрицей его последующей деятельности, и рабочим материалом. Cогласно одной из легенд Фабр является внуком известного учёного-энтомолога Жана-Анри Фабра, от которого Яну и передалась страсть к науке и насекомым. Эта расхожая история гуляет и множится по отечественному интернету, хотя требует проверки, простые подсчёты исключают его из числа потенциальных дедушек уже в силу возраста.
Об этом ART UKRAINE расспросит художника во время интервью, а сейчас обратимся к фактам. В 1979 году юный Ян Фабр установил в саду своих родителей палатку-лабораторию de Neus (Нос), в которой принялся исследовать жизнь жуков. Это было начало художественной практики Фабра: наблюдая за происходящими с насекомыми метаморфозами, Фабр задавался фундаментальными вопросами человеческого бытия, на которые и пытается ответить по сей день. Последовательная работа с этим материалом закончилась, можно сказать, триумфом: в 2002 году Фабра, первого со времён Огюста Родена, пригласили в Королевский Дворец Бельгии, где художник осуществил реконструкцию Зеркального зала, покрыв потолок и огромные канделябры тысячами изумрудного цвета крылышек жуков-скарабеев. Успех?
Чёрный список
Формула успеха Яна Фабра не в том, чтобы стать придворным художником, создающим “красивое”, а в поиске красивого далеко за пределами устоявшихся представлений о нём. Для этого он, как настоящий анархист от искусства, готов нарушать границы традиционных предсталений о природе вещей. Сам Фабр говорит, что консервативное бельгийское общество его ненавидит, а представители крайних правых сил наверняка внесли его номером один в свой чёрный список. Простого обывателя зачастую раздражает мысль о том, что Королевский Дворец почётно оформлен художником, который открыто призывает не голосовать за правых, регулярно становится причиной скандала за обилие “чернухи” в своих работах, которого боятся приглашать к сотрудничеству многие ведущие художественные институции. Стоит добавить, что за красивыми поверхностями созданного им в Королевском дворце потолка просматривались макеты свисающих отрубленных конечностей - как напоминание о колонизаторском прошлом Бельгии (этому, кстати, посвящена текущая выставка в PAC, о чём ниже) и о том, что богатство королевской семьи омыто кровью тысяч жителей Конго.
Без табу
Кажется, что Фабр действительно способен переступить через любые табу, связанные с телесностью. В его представлении внутренние трансформации человека (общества) возможны лишь через самопознание. Поэтому в его перформансах, уже начиная с семидесятых, фигурируют кровь, пот и сперма - всё, что способно породить человеческое тело, становится инструментом для исследования - сначала человека, а затем и всего общества. Один из наиболее нашумевших среди ранних соло-перформансов Фабра, так называемый “денежный перформанс”, в ходе которого художник сжигал на сцене пачки денег-зрительских пожертвований, чтобы потом из пепла выложить слово “деньги”. Или же “Моё тело, моя кровь, мой пейзаж” (1978), когда Фабр создавал рисунки собственной кровью.
Ян Фабр, "Денежный перформанс"
Ян Фабр, “Моё тело, моя кровь, мой пейзаж”
В 1986 году Фабр создаёт в Антверпене группу Troubleyn, которая занимается театральными постановками - группа существует до сих пор, и сегодня Фабр характеризует её как лабораторию перформанса XXI века. Ряд спектаклей - «Ангел смерти», «Реквием метаморфозе», «Я кровь», «Когда ведущим человеком становится женщина», «Сила театрального безумия» - потряс театральный мир силой, с которой Фабр констатирует пороки человечества исключительно из веры в него. В 2005 году Фабр стал художественным руководителем театрального фестиваля в Авиньоне, что обернулось огромным скандалом из-за художественного радикализма - извиняться перед организаторами и посетителями пришлось самому министру культуры Франции.
Ян Фабр, спектакль "Ангел смерти"
Пробуждать - не провоцировать
Когда Фабра называют провокаторам, он предлагает не ограничиваться исключительно негативным значением этого слова и подчеркивает, что стремится to evoke (пробуждать), а не to provoke (провоцировать) зрителя. Подвергая современное общество радикальной критике, он пытается спасти его, поскольку считает, что искусство способно и должно изменить мир.
Хорошим примером сказанному является недавний спектакль “Оргия толерантности” (2007), в котором за основу взята фраза из “Истории красоты” Умберто Эко о том, что в мире больше не осталось критериев ни для красоты, ни для уродства. Фабр стремится показать, что толерантность, как болезнь западного общества привела к тому, что больше не осталось критериев ни для чего из ранее значимого: свободы, любви, веры и т.п. Мир погряз в консьюмеризме и, начав толерировать абсолютно всё, прикрывая этим своё равнодушие, теряет высокие ценности. Во время спектакля актёры (их Фабр называет воинами красоты) возвышенно приземляются на диван Честерфильд для просмотра ТВ, женщины рожают в тележку из супермаркета продукты, оргазмируют от сумочки Луи Виттон, группа мужчин соревнуются в чемпионате по мастурбации - режиссёр, используя характерный для него приём “живой инсталляции”, создаёт портрет соременного западного общества.
Ян Фабр, “Оргия толерантности” (2007)
Последовательный фламандец
В силу поиска новых методов рефлексии над современностью, Фабр, безусловно, является авангардным художником. И в то же время, будучи радикально критичным относительно традиции, остаётся внутри неё и при внимательном анализе становится очевидно, что творчество Фабра является развитием школы фламандской живописи. Его пластические пространственные инсталяции и “живые инсталляции” композиционно напоминают работы Яна ван Эйка, Босха и других фламандцев. Сам Фабр, говоря о своих работах, прямо на них ссылается: упомянутая выше работа “Небо наслаждения”, созданная для королевского дворца, отсылает к “Саду земных наслаждений” Босха.
Уроки истории в PinchukArtCentre
Нынешняя выставка Фабра является заключительным этапом в ряду проектов, посвящённых колониальному прошлому Бельгии. Двадцать три мозаики и один триптих приходятся на две части выставки, в первой из которых (Дань Бельгийскому Конго) Фабр изображает логотипы колонизаторских брендов, которые принимали участие в терроре относительно жителей Конго, во имя процветания бельгийской индустрии конца XIX века. Во второй части (Дань Иеронимусу Босху в Конго) история Бельгии исследуется символическим способом, уже через историю искусств, а точнее - через иконографию живописи Иеронимуса Босха.
Ян Фабр, «Посетите Бельгийское Конго», Из серии: Дань Бельгийскому Конго, надкрылья австралийского жука-древоточца на деревянной основе
Ян Фабр, "Череп с лягушкой", Из серии "Дань Иеронимусу Босху в Конго", надкрылья австралийского жука-древоточца на деревянной основе
Вместо эпилога
И напоследок история про котиков. В октябре 2012, во время съёмок фильма, в команде художника начался протест против жестокости над животными. В течение нескольких часов происходила такая сцена: котиков швыряли в воздух, после чего те, пролетев, кувыркаясь, несколько метров, жёстко ударялись об пол - всё ради искусства. Ситуация получила широкую огласку, за несколько следующих дней Фабр получил 20 000 гневных писем и подвергся нескольким нападениям, но … по-прежнему презирает любые табу.
По материалам: www.artukraine.com.ua
ВВЕРХ
|