Написал статью: Opanasenko
Нерукотворный Спас. Икона с Терли. XV в.
Лицо ясных охристых тонов с переходами от темных к более светлым полны погидливого выражения и четко выступают на фоне золотых нимбов, вписанных в киноварные четырехугольники 40. Композиции житийных сцен, пропорции фигур, формы архитектуры и пейзажи трактуются несколько упрощенно и наивно. Однако мягкие, приглушенные теплые краски оливкового зеленые, охры, киновари гармонично сочетаются со светлым охристо фоном и с цветами центрального изображения.
Очевидно, кисти этого мастера принадлежит и величественное тилицьке « Моление с образом » с пятнадцатью фигурами на одной доске (две крайние обрезаны ) и « Спасом в силах» по центру, а также, возможно, икона « Нерукотворный Спас» с Терли ( Старосамбир - толщина, ил. 150).
С этой группой связаны и такие произведения, как икона «Пятница » с Мушины ( лемков - щина ), « Спас- учитель» с Милика (около Нового Сонча, Лемковщина ) и « Богородица с пророками » с Пидгородець ( Скильщина ), где выступают специфические приемы моделирования лиц, трактовки драпировок большими плоскостями, разбитых определенным линейным ритмом. В конце XV века линейный элемент значительно усиливается в живописи и становится одним из основных компонентов композиции. С помощью линии мастер подчеркивает пластику форм, экспрессию движения, организует композицию, раскрывая П внутреннее содержание.
С этой стороны очень интересна икона « Спас- учитель» с Милика ( ил. 151). Фронтальная фигура изображенного во весь рост Христа с суровым и властным выражением лица, с книгой в руке, выступает как скульптурное изваяние античного философа. Ярко - красный фон словно символизирует свет огня. С багрец фона контрастирует спокойными насыщенными тонами плащ сине - зеленого цвета, накинут поверх багрового хитона с уставкой на правом рукаве. Он приходит тяжелыми складками, четко отмеченными глубокими почти черными линиями и светлыми полосами белила. Игра равных и ломаных линий напоминает манеру Санди- мирских росписей. Подобный способ подчеркнутого линейного трактовки в рисунке лица и драпировок наблюдается в монументальной иконе « Богородица с пророками » с Пидгородець.
ВВЕРХ
|