|
Написал статью: Opanasenko
Спас учитель. Икона с Милика. XV век
Храмовая икона « Собор Иоакима и Анны » 1466 ( ил. 153 ) из села Станили с изображением принесения маленькой Марии в храм к первосвященнику и житийной сценами вокруг центральной композиции - это старейшая и единственная точно датированная Украинская икона XV века, к сожалению, сильно повреждена. Сюжет этот в украинской иконописи редкий и в течение XV - XVI веков он не встречается, хотя и имеет некоторые аналогии в росписях придела в киевской Софии и в вышитой пелене из Суздаля 1410, пожалуй, сербского походження41.
Здесь одновременно сочетаются торжественный и строгий настроение статически трактуемой композиции с обыденным, интимным, человеческим, с вниманием к бытовым моментов ( сцена рождения Марии и другие - из жизни Иоакима и Анны ). В исполнении заметны черты толкования образа в народном и даже несколько архаическом духе с фигурами в сдержанном движении, своеобразным напряженным выражением лица и архитектурой сложных фантастических форм.
Лицо моделируемого светлым вохренням по темном санкирь, подобно бусо - виеького « Преображение» со своеобразным подчеркиванием бровей гибкой линией. Как и там, здесь непропорционально мелкие руки и ноги. Но драпировки уже приходят мягко, слегка выделяя формы тела. Обогащение колористического решения свидетельствует об отходе от строгой манере. Рядом с темно - фиолетовым и красным появляется нежный дымчато - голубой цвет, охра различных оттенков до коричневого. Колорит житийных клейм несколько темнее, более контрастный, с доминантой охры и темной синевы зелени, объяснялось местом и значением этих изображений в общей композиции.
Полным контрастом строгого стиля, широко распространенного в тогдашнем украинском живописи, является живописная манера четырех икон из села Ванивкы у Коросно на Лемковщине, выполненных, очевидно, одним высокой художественной культуры мастером. Иконы «Рождество Марии», « Моление с образом », « Нерукотворный образ » и «Страшный суд » привлекают внимание совершенной завершенностью композиции, легкостью и тонкостью рисунка, музыкальной ритмичностью линий силуэтов и цветных плоскостей, богатством и гармоничностью изысканных цветовых соотношений и, наконец, лирической мягкостью и поэтичностью художественных образов. Живописная манера этого художника сравнительно свободна от линеарного схематизма, например, в разработке драпировок, и в определенной степени близка к люблинских монументальных росписей художника Андрея ( 1418 p. ). Немало общих черт можно найти и в миниатюрных рисунках Киевской псалтыри 1397, которым также свойственны радужные цветовые сочетания, удлиненные фигуры, полные грации и движения, поэтичность образов. Здесь ярко ощутимые художественные достижения Византийской метрополии эпохи Палеологов XIV века, когда с новой силой ожили традиции эллинистического живописи и на рубеже XIV - XV веков своей могучей волной захватили не только художников Балканского юга, но и севера - новгородской и ранней московской школ времен Андрея Рублева.
В « Нерукотворный образ », всего сохранилось архаичных приемов, главным образом в трактовке лица, выполненного в иератическое плане, как лишенного живого человеческого выражения. Белое полотенце с красными и черными полосками в стиле народных тканей держат два поясные ангелы в очень уменьшенных пропорциях.
Икона « Моление с образом » ( ил. 157 ) с девятью фигурами на одной доске считается, как и тилицька, одной из старейших икон этого типа. Здесь фигуры в молитвенных позах, с глубоко опущенными головами шагают в сторону Спаса, величественно сидит с раскрытым евангелием на престоле. Светлое вохристе фон оттенка слоновой кости и зеленый позем свежего теплого тона разделены по вертикали темно - вишневыми полосками, обрамляющие каждую фигуру отдельно. Лицо - светлой карнации с некоторой дифференциацией типажа, но без раскрытия внутреннего состояния.
Зато на одежде палитра заиграла цветами радуги, усиливая торжественность, поэтическую возвышенность образа. Здесь и глубокие тона вишнево - коричневого цвета нескольких оттенков, и киноварная Червин в сочетании с сочной теплой зеленью и ясный фиолет розового оттенка, и дымчато - голубой цвет, и охра, и белый с черным в крещатых ризах фланкирующих святителей.
Краска наложена то плотно, гладко, то неровным слоем. Благодаря просвечиванию почвы цвета приобретают меняющихся тонов, способствует пластическому моделированию форм.
ВВЕРХ
|