Написал статью: Opanasenko
Моление с образом. Икона с Ванивкы. XV век
Эволюцию живописных и композиционных приемов в украинской живописи XV века достаточно ярко иллюстрирует икона « Георгий Победоносец » с Воздвижения, вероятно, второй половины XV века (Государственный музей украинского изобразительного искусства УССР, ил. 158). По сравнению с Ванивский иконами здесь замечается несколько резче живописная манера, с острым рисунком и выразительным подчеркиванием линейного ритма. Традиционная композиция обогатилась повествовательным элементами, детализацией обстановки мифической события, свежим, новым колористическим решением и усиленным акцентированием декоративных моментов.
В Воздвиженская образе Георгия Победоносца уже нет той лаконичной простоты, динамичности и напряженно -драматической экспрессивности, поражающий в станильському и придает ему героического звучания. Зато здесь радостно и звонко заиграли сочные чистые цвета в изысканных сочетаниях.
Юрия изображено на Плекан белом быстром в роскошной киноварно - красной упряжи. Лошадь смело ступает по извилистому туловищу коричнево - серого змея, лежащее по зеленому скалистом позе с низкой, но динамично ломаной линией горизонта. Согласно взглядам, что распространялись в то время духовенством и феодальной верхушкой, одержать победу юному герою помогает высшая сила - вверху копья Юрия касается ангел в бледно - красной одежде, стремглав вылетев из иссиня - зеленого лучистого полукруга, символизирующий небо. Благодаря этому в личности и в движении руки юного воина уже не ощущается размашистой силы сокрушительный удар. Только непостоянно красное распятое ветром полотнище Илии, играет острыми уступами складок, создает радостное акцент и как сообщает о триумфе победы.
ВВЕРХ
|