Написал статью: Opanasenko
Изгнание из рая. Деталь иконы « Архистратиг Михаил» из Дальовы. Конец XV век
Среди мастеров, работавших в XV веке на Лемковщине, в частности на рубеже XV и XVI веков, выделяется несколько народных, которым принадлежит ряд очень интересных и колоритных произведений со своеобразной и неповторимой манерой художественного высказывания. Художественной речи народных мастеров присущи выразительность и тонкая декоративность, тяготение к плоскостно - линеарного трактовка форм, некоторого упрощения традиционной иконографической и композиционной схемы, а также нарушение пропорций человеческой фигуры в сторону значительного укорочения.
Вместе с тем заметны их конкретные наблюдения жизни и попытки отразить детали, характерные для народного быта, придает произведениям этих мастеров своеобразной сочности и яркой силы звучания, свидетельствует о материалистичность и реалистический характер их мышления, ощущения и восприятия художественных явлений. Произведения народных художников, выполненные в плане наивного и условного реализма, наделены трогательной непосредственностью, пропитаны теплом жизни. В них поэтичность сочетается с глубокой иронией образа, лаконизм цветовой гаммы и максимальная лапидарность художественного высказывания - с усиленной экспрессивностью.
Народные мастера вносили в строгий строй иконы индивидуальную интерпретацию, немало интересных моментов, связанных с тогдашним бытом. Об этом свидетельствует, например, появление узорчатой ??народной ткани на ложе Анны в иконе конца XV ??- начала XVI века «Рождество Марии» ( Нова Весь ; ил. 160 ), вышивки на рубашке Христа в иконах « Богородицы», ткацких красно -черных полосок на полотенцах « Нерукотворного образа », на велюмах. Перекрытие ротонды - мавзолея в сценах с изображением погребения имеют заломы, присущие древним типам украинского деревянного культового строительства, в частности бойковском (иконы « Косма и Демьян » с Тилича, «Пятница » из Криницы, «Св. Николай с житием » с Горлиц - ил. 161, и многих других ).
В сценах пыток Юрия - колесование, четвертование и казни, изображенных в нижней части дальовськои иконы « Георгий Победоносец », разоблачается средневековое правосудие, жестоко каралось тех, кто выступал с протестом против существующего феодального строя. А в сцену борьбы со змеем вплетаются интересные бытовые детали легендарной истории, - с трубачом, царевной, что держит змея на аркане, и т.д..
Народное трактовки образов наблюдается в типажи святых, которые постепенно теряют строгий, иератическое характер. В выражении их лиц появляется немало обычного, человеческого, благодаря чему исчезает та грань, отделяющую потустороннее от земного.
Высокоразвитое чувство декоративности оказывается порой в усилении линейного ритма, иногда вплоть до границ орнаментальной трактовки образа вроде народной писанки ( « Федор Стратилат и Дмитрий » из села Богуши у Грибова на Лемковщине ). Глубина переживаний, динамичность и драматичность действия раскрываются часто с помощью экспрессивного подчеркивания жестов и движений. Так, автор иконы « Страсти Христовы» с Трушевич (XV - XVI века ) ??, как воспроизводя в пластических образах настроение народных похоронных причитаний, предоставил сценам « Снятие с креста » и особенно « Положение во гроб» ( ил. 162 ) исключительной силы звучания. В иконе « Георгий Победоносец » с Дальовы эмоциональный момент ярко выраженный в динамических формах пейзажа, в неспокойных скалистых накоплениях.
ВВЕРХ
|