ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Александр Сацюк Владимирович
Валерий Петриченко Юрьевич
Валерий Петриченко
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти: картины, биография


Рафаэль

РАФАЭЛЬ (наст. имя Рафаэлло Санти) (Raffaello Santi) (26 или 28 марта 1483 - Урбино - 6 апреля 1520, Рим), итальянский художник и архитектор. Искусство Рафаэля, привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило в себе гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения. Наряду с Леонардо да Винчи, Микеланджело был создателем искусства Высокого Возрождения. Самые знаменитые произведения Рафаэля : росписи «Афинская школа», «Парнас», «Диспут», «Триумф Галатеи», «Лоджии Психеи», картины «Сикстинская мадонна», «Сон рыцаря», «Мадонна Конестабиле», «Положение во гроб», «Портрет папы Юлия II», «Мадонна Альба», капелла Киджи в Риме, палаццо Пандольфини во Флоренции.

Биография Рафаэля

Рафаэль принадлежит к числу счастливых гениев. Его искусст­во, чуждое каким-либо диссонансам или противоречиям, воплощает собой идеал гармонического совершенства. Любая художественная задача, которую он ставит перед собой, находит в его произведениях свое полное воплощение.

С легкостью, не исключающей, однако, глубины и подлинности, Рафаэль достигает того,что у других художников отняло бы долгие годы кропотливого труда. Именно это качество таланта Рафаэля натолкнуло Вазари на следующие слова: «Насколько щедрым и благосклонным бывает иногда небо, одаряя одного человека бесконечными богатствами своей сокровищницы и всеми милостями и редчайшими талантами, которые обычно оно распределяет в течение долгого времени между многими, это можно видеть по столь же одаренному, сколь обаятельному Рафаэлю Санцио из Урбино». Справедливость этих слов подтверждается первыми шагами Рафаэля в искусстве. В ранней «Мадонне Конестабиле» (1500— 1502, Гос. Эрмитаж), написанной в то время, когда молодой мастер уже получил некоторые знания от своего отца, тоже живописца, и перешел в мастерскую к известному урбинскому художнику Перуджино, в полной мере выражено творческое кредо Рафаэля. Трогательный и поэтичный образ молодой Марии с младенцем Иисусом, окружающая их нежная природа, погруженная в прозрачную дымку, — все слилось в единую, полную поэтического чувства гармонию. Учеба у Перуджино дала Рафаэлю очень многое. Помимо профессиональных знаний ученик перенял у учителя то, что можно было бы назвать «возвышенным восприятием мира». Обоих привлекала окружающая человека гармония и красота; их художнические темпераменты были сходны, только Рафаэль превосходил Перуджино так, как гений превосходит талант. Перуджино понимал все это и старался развить в своем ученике то лучшее, чем его наградила природа. Рафаэль же во всем старался превзойти своего учителя. Недаром одно из лучших произведений этой поры — «Коронование Марии» из миланского музея Брера — по сюжету и композиции перекликается с алтарной картиной Перуджино на аналогичную тему и воспринимается как попытка опередить учителя. И это в полной мере удается Рафаэлю. Сопоставление двух произведений, при всем их внешнем сход­стве, говорит о том, что молодой художник мыслит шире, глубже, значительней.

 

Из мастерской Перуджино Рафаэль выходит уже зрелым мастером и в том же 1504 году переезжает во Флоренцию. Здесь он сталкивается с совершенно иной художественной атмосферой. Он изучает произведения флорентийских мастеров XV века и своих современников, работавших в это время во Флоренции — Леонардо и Микеланджело. По словам Вазари, «манера Леонардо его чрезвычайно поразила и ошеломила». Это видно по произведениям флорентийского периода.

Многие картины этого времени посвящены мадонне. Их Рафаэль написал около пятнадцати («Мадонна в зелени», 1505; так называемая «Прекрасная садовница», 1507; «Мадонна со щегленком», ок. 1506, и другие). Все они написаны по одному типу, в котором переплелись сильные леонардовские влияния и собственные поиски художника. Знаменитое «сфумато» — изобретенная Леонардо дымчатая светотень — увлекло и Рафаэля, как и композиционные приемы великого мастера. Но это не значит, что Рафаэль превратился в подражателя. Он имел счастливую способность усваивать необходимые ему уроки так, что узнанное превращалось в неотъемлемую часть его собственных знаний. Переезд Рафаэля в Рим состоялся, видимо, в конце 1508 года. Главные причины этого переезда неизвестны, но одна из них, вероятно, была в том, что Рим постепенно отбирал у Флоренции право называться центром итальянского искусства, и к началу XVI века он действительно стал таким центром. Здесь собрались самые известные итальянские художники: архитектор Браманте занимался перестройкой собора св. Петра, Микеланджело начал расписывать потолок Сикстинской капеллы, начиная с 1513 года несколько лет в Риме прожил Леонардо да Винчи. По приказанию новоизбранного папы Юлия II перестраивается и достраивается Ватиканский дворец. Рафаэль, видимо, по рекоменда­ции своего земляка Браманте, принимает участие в этих рабо­тах. Здесь он становится мастером монументальной живописи. Объем работ, порученных Рафаэлю в Ватиканском дворце, был не так уж велик — ему было необходимо расписать всего три комнаты. Сначала папа велел расписать «Станцу делла Сенья- тура» («комнату подписи», т. е. зал, где подписывались докумен­ты). Но работа Рафаэля так по­нравилась Юлию II, что он приказал сбить уже готовые фрески в «Станце д'Элиодоро» (комнате Элиодора) и «Станце дель Инчендио» (комнате пожара) — и просил художника сделать новую роспись.

Небольшие по размеру, эти фрески, наряду с Сикстинским потол­ком Микеланджело и леонардов- ской «Тайной вечерей», стали высшим достижением монументального искусства Возрождения, символом классического искусст­ва, синтезом ренессансной худо­жественной и философской мысли. Сюжеты, выбранные худож­ником, особенно это касается «Станцы делла Сеньятура», были несомненно подсказаны кем-то из гуманистов, состоявших при дво­ре папы Юлия II. Весь монументальный цикл начинается именно с этой комнаты, фрески которой выполнены раньше других (1508— 1511). Пожалуй, это самый цельный художественный и идейный ансамбль Ватиканского дворца. Главное место в нем принадле­жит двум расположенным друг против друга фрескам — «Диспу­те» и «Афинской школе». «Диспута» (иначе говоря, спор о таинстве причастия) представ­ляет собой как бы символическое изображение триумфа христианской религии. Здесь собраны все виднейшие представители церков­ной и богословской мысли — Гри­горий Великий (с лицом Юлия II, что было для папы очень лестно), Иероним, Августин, Фома Аквинский. Среди них видны и современники художника (архи­тектор Браманте), и те, кого он ставил выше других среди пред­ставителей итальянской культуры

(Данте и монах-живописец Фра Анджелико). Над этой огромной группой возвышается сонм свя­тых во главе с Троицей.

«Афинская школа» — пожалуй, самое известное монументальное произведение Рафаэля. Это ше­девр пространственной компози­ции. Под сводами великолепной ренессансной архитектуры изображены древнегреческие филосо­фы. Они сгруппированы в соот­ветствии со своими философскими представлениями. В центре ком­позиции •— указующий рукой на небо Платон и простирающий над землей руку Аристотель. Они стоят на лестнице в окружении философов, а у ее подножия видны группы во главе с Эвкли- дом и Пифагором. Между ними виден возлежащий на ступенях Диоген. Эта многофигурная ком­позиция поражает необыкновен­ной легкостью и гармоничностью. Мировое искусство знает и более сложные по замыслу произведе­ния, но примера столь совершен­ного композиционного построе­ния, пожалуй, нет. Умение строить пространство выдает в Рафаэле не только великого знатока перспективы и способного архитектора. Оно го­ворит о его душевных качествах, о ясности и гармонии его внут­реннего мира. Таковы и его ге­рои — святые отцы, богословы, философы, поэты, художники, музыканты. Это люди возвышен­ные, занятые познанием истины, обладающие высокими духовными и моральными принципами (как сказал Энгр: «Рафаэль писал людей добрыми, все его персона­жи имеют вид честных людей»). Одним словом, это яркое вопло­щение того идеального представ­ления о человеке и его назначе­нии в жизни, которым грезили лучшие умы эпохи Возрождения. Росписи других станц не были столь совершенны, так как во время работы над ними (1511—- 1517) Рафаэль прибегал к помощи многих своих учеников. Одна­ко общий замысел и отдельные части фресок принадлежат ему лично.

До середины 1510-х годов про­должается высший творческий взлет, высшее творческое напряжение Рафаэля. Среди велико­лепных портретов и алтарных об­разов, которые он создает, особо выделяется «Сикстинская мадон­на» из Дрезденской галереи (да­тировка ее спорна — от 1512 до 1519; наиболее вероятная дата исполнения—1513—1514). В этом произведении сконцентрировалось все лучшее, чем был одарен и чему научился художник. Картина была заказана бенедик­тинскими монахами для своего монастыря Сан Сиксто в Пьяченце. Именно ради выполнения этого заказа Рафаэль оставил ватиканские фрески своим учени­кам и полностью отдался работе над алтарным образом. Сюжет традиционен — мадонна с младенцем в окружении святых Сикста и Варвары. Композиция тоже принадлежит к уже распространенному в то время типу «святого собеседования», когда богоматерь изображалась в ре­альном пространстве в окружении предстоящих перед ней раз­личных святых. Единственное новшество заключается в том, что художник представил богоматерь в идеальном пространстве: она стоит на облаках, но в то же вре­мя это не небо, так как внизу виден каменный парапет с двумя ангелочками и папской тиарой, а вся сцена обрамлена двумя сви­сающими драпировками. Вся ис­ключительность и новизна картины — в образе богоматери с младенцем. В ней соединены рели­гиозная идеальность и необыкно­венная глубина человеческих чувств. Именно такая — страда­ющая и гордая, недоступная и близкая каждому — она спускает­ся навстречу человеку. После «Сикстинской мадонны» Рафаэль не создал ни одного произведения, открывающего но­вые художественные горизонты. Все сделанное им, а вернее, его мастерской, было повторением старого. И дело объясняется не творческим бессилием художника, а теми обстоятельствами, в кото­рые он попал. После 1514 года Рафаэль становится во главе многих общественных художественных работ. Он возглавляет строительство собора св. Петра в Риме, руководит огромной мас­терской, Именно в ней осуществлялись такие заказы, как изготов­ление картонов для десяти огромных ковров для папского дворца или декорация лоджий в том же дворце, получивших впоследствии название «лоджий Рафаэля». По­мимо этого мастер увлекается ар­хеологией, собирает памятники античного Рима. Но вся эта дея­тельность по своей силе уже не может сравниться с временем его зрелого творчества, когда были созданы его лучшие произведе­ния, ставшие классикой мирового искусства.

Картины Рафаэля

 

 



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"