Написал статью: Opanasenko
«Авангард и авиация». Путеводитель по выставке
«Авангард и авиация». Путеводитель по выставке
Знаете ли вы, что основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский не только писал научно-фантастическую прозу, но и сам иллюстрировал свои сочинения, художник Александр Лабас верил в существование инопланетного разума, а Александр Родченко мечтал о подвесных домах? Куратор выставки «Авангард и авиация» в Еврейском музее и центре толерантности АЛЕКСАНДРА СЕЛИВАНОВА рассказала «Артгиду» о самых любопытных экспонатах.
Константин Циолковский. Иллюстрации к сборнику научно-фантастических произведений «Грезы о Земле и Небе». Авторский рисунок. 1875–1895. 22×17,5 см. Архив Российской академии наук
В своей первой опубликованной книге «Грезы о Земле и Небе» (1895) Константин Циолковский описал законы всемирного тяготения, поделился с читателями своими мыслями о возможности проникновения человека в открытый космос и впервые высказал идею создания искусственного спутника Земли. На выставке «Авангард и авиация» экспонируются наброски и полные загадочных деталей оригиналы иллюстраций к этому изданию. На некоторых рисунках Циолковского мы видим странных персонажей в шляпах и с маятниками в руках. Их секрет можно разгадать, вчитавшись в сочинения Константина Эдуардовича: «Случилось мне быть на шаровидной невертящейся планете со сквозным колодцем, диаметрально пронизывающим всю планету, — писал он. — Для малых планет, не превышающих 400 верст в толщину, такие колодцы весьма возможны, — вообще, возможны всякие уклонения от шаровидной формы. Если броситься в этот колодезь, то через какие-нибудь 40 минут вы долетаете до противоположного выхода, где немного приостанавливаетесь и где можете схватиться за края его и вылезть к своим антиподам. Если же вы этого не желаете, то будете вечно вибрировать взад и вперед, как маятник».
Александр Лабас. Жители отдаленной планеты. 1921. Бумага, тушь. 11×15 см. Бескина О. М. / Фонд содействия сохранению творческого наследия Александра Лабаса
В начале 1920-х годов Константин Циолковский был истинным кумиром молодежи, которая мечтала не только о преобразовании старого мира, но и об открытии новых, затерянных в бескрайнем космосе миров. Под влиянием сочинений Циолковский находился и двадцатиоднолетний художник Александр Лабас. Именно тогда появился этот, первый среди целой серии, рисунок, на котором изображены сидящие на округлости Земли и болтающие ножками гуманоиды. Тема отдаленных планет и их обитателей сопровождала художника на протяжении всей его творческой жизни, вплоть до начала 1980-х.
Петр Митурич. Модель махолета. 1920-е. Дерево, проволока, бумага. Коллекция Веры Митурич-Хлебниковой
Изобретение летательных и плавательных аппаратов — еще одна, но менее известная сторона творчества художника и теоретика искусства Петра Митурича. Начиная с 1910-х годов, когда он пытался поступить в летную школу, и до конца жизни Митурич изобретал и получал патенты на различные типы подвижных механизмов, большинство из которых было основано на волновом движении («волновики»). Эта созданная из бамбуковых палочек, кальки и пластилина хрупкая модель орнитоптера («маховика») уцелела лишь потому, что 90 лет бережно хранилась в семье художника.
Александр Родченко. Рекламный плакат для акционерного общества «Добролет». 1923. Литографский оттиск. 35,3×45 см. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой
С 1923 года Александр Родченко — по сути, штатный дизайнер акционерного общества «Добролет». (Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота — «Добролет» — было создано в РСФСР в 1923 году. Общество ставило перед собой задачу наладить воздушные пассажирские и грузовые перевозки, а также развить отечественную авиационную промышленность. — прим. «Артгида».) Им разработана эмблема общества, фирменные значки и запонки, вся рекламная продукция: листовки и плакаты, оформление нотной записи марша общества, эскиз рекламного киоска на Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве (1923). В конце сентября 1923 года Родченко выполнил три рекламных плаката, призывавших покупать акции общества. На двух из них было помещено стилизованное изображение самолета «Юнкерс», который был закуплен компанией.
Василий Купцов. Дирижабль. 1932–1933. Холст, масло. 280×130 см. Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации, Москва
Все сохранившиеся значительные полотна художника круга Филонова — Василия Купцова — посвящены авиации. Полотно «Дирижабль. Воздушный флот на службе соцстроительства» было написано для выставки «15 лет РККА» в Харькове (выставка открылась 22 марта 1935 года в залах Всеукраинской картинной галереи). Работа над картиной была подробно описана в статье Купцова «Роль Филонова в борьбе за пролетарское искусство»: «…мне нужны были полеты, которые я получил девять раз. Летал над Ленинградом и Москвой. Это дало мне зарядку зрительного впечатления, ощущения воздушной перспективы, представления о пространстве, красочного эффекта и динамики. <…> Этого оказалось мало. Познакомился с литературой, музеями, самолетами и их значением в обороне страны. Избрал момент маневров. И этого оказалось мало. Начал исследовательскую работу, подготовительную к эскизам. Начал строить сам из бумаги модели самолетов. <…> Поразился спектральным красочным цветовым эффектам дым[овой] завесы, которую мне запускали в хороший солнечный день. Поднимался на аэростате. <…> Данная вещь была задумана и подготовлялась по собиранию материала года три до заказа. Картина писалась полтора года».
Ваза «Челюскинская эпопея». Фрагмент. 1936. Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. Автор композиции Людмила Протопопова. Автор портретов Алексей Скворцов. Автор формы Серафима Яковлева. Фарфор, надглазурная роспись. Высота 68 см, диаметр 30 см. Государственный центральный музей современной истории России, Москва
В феврале 1934 года в Чукотском море затонул названный в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семена Челюскина пароход «Челюскин». 104 члена экипажа высадились на льдину. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощьюавиации и заняла два месяца. Ваза на тему спасения челюскинцев была выполнена для Всемирной выставки 1937 года в Париже, затем подарена Ленинградским фарфоровым заводом 1-му народному комиссару тяжелой промышленности СССР Григорию Константиновичу Орджоникидзе. Подарок украшал домашний кабинет наркома.
Модель пассажирского самолета ПС-124 типа «Максим Горький». 1935. Деревянный каркас, шпон, покраска. 136×250×38 см. Музей ЦАГИ —Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского, Москва
Это модель потерпевшего крушение 18 мая 1935 года флагмана агитационной эскадрильи «Максим Горький». «Максим Горький» был уникальным для своего времени проектом. На борту этого восьмимоторного агитгиганта размещались способная за час полета напечатать до 12 тысяч листовок типография, пневмопочта, киноустановка для показа фильмов прямо на аэродроме (причем вначале планировалось проецировать изображение в полете на облака, но эта затея оказалась неосуществимой), фотолаборатория, а также громкоговорящая радиоустановка «Голос с неба». Увы, от этого самолета остались лишь воспоминания: плакаты, фотографии, а также эта деревянная модель, впервые с 1951 года покинувшая стены музея ЦАГИ — Научно-мемориального музея профессора Н. Е. Жуковского.
Александр Лабас. В авиационной катастрофе. 1928. Картон, темпера, масло. 37,2×31,1 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Courtesy Бескина О. М. / Фонд содействия сохранению творческого наследия Александра Лабаса
Первый в жизни полет Лабаса закончился неудачно — во время рейса из Москвы в Харьков самолет, на котором летел художник, дважды был вынужден совершить аварийную посадку. В первый раз самолет спикировал в болото, откуда его вытаскивали с помощью трактора, во второй — приводнился на гладь лесного озера, и перепуганным путешественникам пришлось добираться до берега вплавь. После таких треволнений никто из пассажиров не рискнул подняться на борт воздушного судна, все вернулись в Москву поездом. И лишь Александр Аркадьевич Лабас не только не побоялся продолжить путешествие по воздуху, но и полюбил летать, посвятив теме авиации и воздухоплавания большую часть своих произведений.
Александр Родченко. Архитектурный проект. Из серии «Город с верхним фасадом». 1920. Бумага, тушь. 40,2×32,2 см. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой
С конца 1910-х годов Александр Родченко так представлял себе эволюцию городского пространства: «Делаю проект нового города. Дом на земле и подвесной дом. Таким образом, город может нарастать, не портя целой его конструкции. Верх нужно тщательно разработать в смысле новой конструктивно-пространственной формы, где будут всевозможные площадки, эскалаторы, скаты, лестницы, сады, фонтаны, световые плакаты, прожектора, качели и проч., проч.». Развитие авиации заставило архитекторов задуматься над тем, как выглядят их творения с высоты птичьего полета — и с точки зрения летчика. Понимание того, что архитектура должна производить впечатление не только на того, кто крепко стоит на земле, но и на того, кто парит в облаках, повлияло на проекты Эль Лисицкого, братьев Весниных, Ивана Леонидова, а также привлекло внимание Александра Родченко к архитектурным темам.
Эскиз межпланетной станции к фильму «Межпланетная революция». Режиссеры Зенон Комиссаренко, Николай Ходатаев, Юрий Меркулов,художники Зенон Комиссаренко, Николай Ходатаев, Юрий Меркулов.Межрабпом-фильм, Государственный техникум кинематографии. 1924. Бумага, карандаш, гуашь, тушь, коллаж. 25,7×25,3 см. Государственный центральный музей кино, Москва
ВВЕРХ
|