27 января Эрмитаж пригласил журналистов присутствовать на заседании Городского совета по современному искусству, темой которого должно было стать подведение итогов «Манифесты 10». Напомним, Эрмитаж был не только основной площадкой биеннале, но сама инициатива пригласить «Манифесту» в Петербург исходила именно из Эрмитажа и была реализована во многом (если не в почти всем) благодаря его авторитету и гарантиям. Кому, как не ему, подводить итоги — не констатировать, «как здорово, что все мы здесь в июне собрались», а демонстрировать конкретные цифры, социологические выкладки, результаты опросов и исследований и сделанные из них выводы. Команда «Манифесты» уделяла серьезное внимание социологическим исследованиям своей деятельности, влиянию биеннале на культурную атмосферу в городе, ее известности среди питерцев и гостей, ее экономической отдаче — для их оценки исследования были заказаны Высшей школе экономики. Все это, разумеется, было бы очень интересно услышать.
Тут надо сказать несколько слов о том, что такое Городской совет по современному искусству. Это собственная инициатива Эрмитажа, никаким официальным (вне Эрмитажа) статусом не обладающая. Просто Эрмитаж, когда начал работать с «Манифестой» (а она — мероприятие общегородское, выходящее за рамки собственно Эрмитажа, со множеством площадок в городе, с параллельной, публичной и образовательной программами, а кроме того, все акторы современного искусства в городе, даже не участвующие в «Манифесте» напрямую, разумеется, также что-то готовили к ее открытию), справедливо счел нужным этот общегородской культурный всплеск как-то координировать и пригласить его основных участников, чтобы они хотя бы «сверили часы» и выработали общие стратегию и программу. Эрмитаж ужесозывал Совет, когда подготовка «Манифесты» была в разгаре с целью как-то скореллировать свои действия. Сейчас же, спустя девять месяцев и состоявшуюся «Манифесту», речь должна была пойти об итогах.
Первое заседание Городского совета по современному искусству в Государственном Эрмитаже. 2014. Источник: art1.ru
Петербургу не везет со всем, что касается отношений современного искусства с государством. В частности, действительно официальный совет по современному искусству уже был учрежден при городском Комитете по культуре в 2011 году, и выглядел он весьма жизнеспособным: туда действительно входили наиболее авторитетные деятели петербургской арт-сцены, включая тогдашнего директора Санкт-Петербургского филиала ГЦСИ Марину Колдобскую, куратора Эрмитажа Аркадия Ипполитова, ведущего научного сотрудника Государственного Русского музея Олесю Туркину и многих других. Совет должен был сплести воедино современную арт-сцену города и муниципальную культурную политику, и интерес вроде бы был взаимен, и перспективы светлы, — но инициатива все же заглохла. Чуть позже петербургские галереи объединились в Ассоциацию галерей, и было понятно, что одна из главных целей Ассоциации — создать общегородскую силу, которая сможет взаимодействовать с официальной городской культурной политикой, с тем же Комитетом по культуре, чтобы галерейная сцена из частного предпринимательства перешла на уровень полноценного партнера города. И опять вышел пшик, почему-то не получилось взаимодействия с городскими культурными властями, да и у галерей-участниц вскоре запал прошел. При том что современная арт-сцена в Петербурге пусть и не как в Нью-Йорке, но в целом живет и работает; однако все попытки объединить ее участников и сделать что-то вместе моментально расползаются в болотную слизь. Всякий раз, когда кто-то заводит речь о выработке общей политики по современному искусству, да что там — хоть о каком-то общем усилии, вплоть до смешных элементарных вещей, таких, как выпустить сводный гид по галереям или не назначать вернисажи на один и тот же день, — этот разговор расходится кругами по воде в атмосфере общей необязательности: «Да не, не надо».
Кандида Хёфер. Эрмитаж, Санкт-Петербург. 1992. Цветная фотография. Фото: © Candida Höfer / Artists Rights Society (ARS)
Итак, Городской совет по современному искусству в Эрмитаже привлек, помимо сотрудников собственно Эрмитажа, директора Северо-Западного филиала ГЦСИ и Института PRO ARTE Елену Коловскую, директора Центра современного искусства имени Сергея Курехина Анастасию Курехину и одного-единственного галериста — Анну Баринову (галерея Anna Nova), зато с помощницей. От самого оргкомитета «Манифесты» не было никого, даже представителей петербургской команды (участники международной команды давно уехали делать следующую «Манифесту» в Цюрихе). Это явный «некомплект», даже в сравнении с первым заседанием Совета в мае прошлого года, где все же присутствовали и другие галеристы, и представители музеев (хотя тоже с вопиющими лакунами). Что, в общем, и хорошо, и правильно: если мероприятие должно было представить петербургскую современную художественную сцену — оно ее и представило лучшим образом, со всей ее несогласованностью, необязательностью и неготовностью к совместной работе, даже когда предоставляется такой шанс, как биеннале европейского масштаба.
Заседание открыл глава отдела современного искусства Эрмитажа и проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков. Он сообщил, что «Манифеста 10» стала самой посещаемой за всю двадцатилетнюю историю биеннале, Эрмитаж в период «Манифесты» посетили около 1 миллиона человек, из них около 850 тысяч пришли специально ради «Манифесты». Фактически, это были единственные цифры статистики, озвученные на встрече. Самое интересное — подробное исследование посещаемости и влияния биеннале на культурную атмосферу города, заказанное Высшей школе экономики, — так и осталось за кадром. Хочется надеяться, что мы все же увидим опубликованными подробные цифры. Руководитель Молодежного центра Эрмитажа София Кудрявцева рассказала, что аудитория образовательных программ выросла раз в десять: на лекции в рамках «Манифесты» приходило до 400 человек за раз, так что иногда мест в аудитории не хватало, приходилось выводить видеопроекцию и звук в коридор. Также она отметила рост числа мужчин на образовательных мероприятиях в рамках «Манифесты» — это, увы, до сих пор считается признаком роста качества и поводом для гордости за мероприятие.
«К Эрмитажу нет претензий вообще, — заявила Елена Коловская. — Для легитимизации современного искусства в России это был огромный шаг, bold move. Но много вопросов к самой “Манифесте”. В отношении как художников, так и городской художественной общественности сделано было мало, и те, кто чувствовал себя маргиналами, так и продолжают себя ими чувствовать».
Вид экспозиции выставки «Сантьяго Калатрава. В поисках движения» в Государственном Эрмитаже. 2012. Источник: flickr.com/e_chaya
Похоже, подводить итоги «Манифесты» никому не было особенно интересно. Ни тебе цифр, ни четких суждений. Было и было, и хорошо, что было. Речь зашла о более важном — о планах Эрмитажа на будущее, в первую очередь в отношении актуального искусства. Тут случилось странное: директор музея и его сотрудники начали обсуждать перспективы некой премии Эрмитажа для ныне живущих художников, причем в таком тоне, будто разговоры о ней шли уже давно, а сейчас лишь продолжалось ранее начатое обсуждение. Тем, кто не был в него вовлечен изначально, приходилось вникать по ходу дела. Получалось хорошо: «Идите же к нам! — призывала Анастасия Курехина. — Давайте сделаем эрмитажную биеннале в сотрудничестве с Центром Сергея Курехина!» «Биеннале — это чересчур, — возражала Елена Коловская. — Необходима премия или некое событие, показывающее, что Эрмитаж всегда связан с международной сценой современного искусства». Директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский согласился, что создавать новую эрмитажную премию излишне. «Мы ведь и так каждый год вручаем бриллиантовый значок». «Что за значок такой?» — удивилась половина собравшихся. Так мы узнали об эрмитажной почетной премии, которая вручается ежегодно, но никогда не афишируется. Оказывается, каждый год Эрмитаж награждает памятным знаком одного из ведущих ныне живущих художников, приглашает его к себе, устраивает в его честь прием, но эта премия не рекламируется среди широкой публики. Например, в числе последних лауреатов «бриллиантов Эрмитажа» был Сантьяго Калатрава, чья выставка побила рекорды посещаемости в музее, но о самой премии особо не говорили и не писали. Чем учреждать новые премии, сказал господин Пиотровский, давайте лучше подумаем, как сделать из уже имеющейся публичное событие. «И вообще, — призвал он — давайте подумаем, как сделать из всего, что мы сейчас имеем, больше шума».
Все стали придумывать, как сделать больше шума. Елена Коловская предложила лауреатам бриллиантового значка читать нечто вроде нобелевской речи о том, как важно для него или нее присутствие в Эрмитаже. Анастасия Курехина посетовала, что в Петербурге нет ни одного фестиваля современного искусства международного уровня, а ведь «Манифеста» показала, что спрос на такие события и интерес к ним есть, и предложила делать некий «бал современного искусства, с супер-PR, с оркестром». Сотрудница отдела современного искусства Эрмитажа Екатерина Лопаткина посетовала на упадок научной составляющей в современных мероприятиях Эрмитажа, и предложила проводить ежегодную научную конференцию. Ее начальник Дмитрий Озерков упомянул свою давнюю идею международной ярмарки современного искусства в Петербурге. «Событие должно быть и “нашим”, и “не нашим”, — резюмировал Михаил Пиотровский. — “Манифесточку” такую делать… Может быть, приглашать участников из-за рубежа или из Москвы? Лучше всего делать гала-событие летом. И конференцию. С музыкой».
Сошлись на том, что современное искусство должно стать константой в выставочной программе Эрмитажа. «Чтобы все время, всегда было какое-то современное искусство в Главном штабе», — уточнил Озерков. И конкретизировал ближайшие планы Эрмитажа в отношении современности. По словам Озеркова, в 2015 году современный отдел, помимо выставок собственно художников, будет развивать еще две важные темы: во-первых, 2015-й будет в Эрмитаже годом современной фотографии, и выставочный план по фотографии уже составлен (так, в июне в Главном штабе откроется выставка Кандиды Хёфер); во-вторых, будет сделан упор на современную архитектуру (выставка того же Сантьяго Калатравы показала, что интерес к ней огромен). Уже заявлены выставка Захи Хадид (над этой идеей Эрмитаж работает давно, хотя с чрезвычайно занятой Хадид работать сложно, и планы постоянно меняются) и выставка финской архитектуры модернизма, которую будет курировать Ксения Малич.
Чем Городской совет по современному искусству отличался от еженедельной планерки для сотрудников, никто так и не понял.