|
Написал статью: Opanasenko
Вадим Сидур (1924 -1986) / Художник, скульптор, поэт и философ.
Вадим Сидур (1924-1986) - крупнейший российский художник и скульптор, "советский Генри Мур", как его еще в 70-е годы называли западные журналисты. Художник-нонконформист, он подвергался притеснениям со стороны советских властей за то, что его работы - как по форме, так и по содержанию - резко контрастировали с канонами социалистического реализма. За тридцать лет творческой жизни он создал более пятисот скульптурных и тысячи графических работ. Еще при его жизни многочисленные выставки и публикации принесли Вадиму Сидуру широкую известность на Западе. В разное время его работы пополнили собрания канцлера ФРГ Гельмута Шмидта, лауреатов Нобелевской премии по литературе Самюэля Беккета и Пабло Неруды, председателя совета директоров "Дойче Банк" Фридриха Кристианса, лауреатов Нобелевской премии по физике Яна Оорта и Джона Бардина, композитора Бенджамина Бриттена, писателей Милана Кундеры и Генриха Белля, промышленника Нортона Доджа и многих других. После смерти Вадима Сидура, совпавшей с началом горбачевской перестройки, его творческое наследие было публично признано национальным достоянием России.
Сидур писал: «Я, цветок осенний, с ужасом замечаю, как превращаюсь в старое дерево с ободранной корой, глубокими ранами на теле, обломанными ветвями, редкой листвой. Каждый год меня собираются спилить, но я все еще плодоношу к всеобщему удивлению». Самой желанной мечтой Вадима Сидура было признание на родине, которая почти ничего не знала о нем долгие годы. После первой и единственной выставки в 1956 году скульптор подвергся гонениям со стороны Академии художеств СССР.
Познакомиться с творениями художника наши соотечественники смогли только после его смерти, В Москве был открыт его музей. Почти все его работы установлены на Западе, где Сидура считают крупнейшим скульптором современности. За тридцать лет творческой жизни он создал более пятисот скульптурных и тысячи графических работ. В разное время его творения пополнили собрания канцлера ФРГ Гельмута Шмидта, лауреатов Нобелевской премии по литературе Самюэля Беккета и Пабло Неруды, композитора Бенджамина Бриттена и многие другие коллекции.
Истоки своего творчества Вадим Сидур видел в классическом искусстве. Это греческая архаика, древнеегипетское и ассиро-вавилонское искусство, русская иконопись. Сидура волновало все: ужасы войн, экологические катастрофы, любовь, библейские мотивы, материнство, страдание. Его скульптурные работы - это мистические перетекания кривозеркальных отражений, формы Сальвадора Дали в скульптуре, то взрывные, то нежные и плавные. Его живопись происходит от слова «живой». В ней действительно буйствуют ожившие краски биологической жизни, как выплеск наперекор одноцветной советской действительности.
Размышления о судьбах человечества приводят Вадима Сидура к созданию собственной философии, одно из центральных мест в которой занимает художник-пророк, предупреждающий людей о возможных глобальных катастрофах.
Вадим Сидур. Памятник погибшим от бомб. 1965
Тема войны, смерти, горя и страдания была для Сидура одной из важнейших. Поэтому в его творчестве значительное место занимает жанр мемориальной и надгробной скульптуры. В 1960-е, когда его стиль приобрел лаконичность и почти знаковую условность, скульптор создал цикл небольших скульптур «Памятники», куда вошла и данная модель. К этому циклу относятся также «Памятник погибшим от насилия» (1965; в 1974 поставлен на центральной площади Касселя в Германии), «Памятник концлагерю» (1966), «Памятник погибшим детям», «Памятник оставшимся без погребения» (после смерти мастера установлен в Москве и посвящен солдатам, погибшим на афганской войне). Памятник, модель которого принадлежит собранию Третьяковской галереи, установлен в 1993 в Вюрцбурге (Германия). Скульптора волновала в первую очередь беспощадность войны, порождающая бесконечные и бессмысленные бедствия и требующая бесчисленных человеческих жертв.
Потом Вадим Сидур писал: «Я остался жить, но это произошло не сразу. Довольно долго я раскачивался между жизнью и смертью… Голова моя с момента ранения все еще была постоянно опутана бинтами. Пуля немецкого снайпера попала мне в левую челюсть, чуть ниже глаза и виска, раздробив все, что только было возможно, потом прошла сквозь корень языка, почти отсекла его и разорвалась в углу нижней челюсти справа, образовав огромную дыру. Металлические осколки этой разрывной пули до сих пор сидят во мне…
Я считаю, что не совсем верно говорить о моем «жгучем» интересе к войне, насилию, бесчеловечным жестокостям. Это не интерес и даже не долг, а жизненная необходимость. Многие годы я пытаюсь и не могу освободиться от того, что переполнило меня в те времена».
Так появилась скульптура «Раненый», где голова — кокон из бинтов и только щель рта обнажена. Так появился сидуровский «Победитель» — предельно обнаженный солдат, изувеченный войной, со страшной человеческой судьбой. Это образ целого поколения победителей, потерпевших в жизни поражение. Такой памятник не установишь на площадях Берлина или Москвы, Киева или Днепропетровска — он в каждом доме, в каждой семье, пережившей кошмары войны.
Памятник погибшим от насилия
К 85-летию со дня рождения крупнейшего российского скульптора, живописца, графика, поэта и философа на телеканале «Культура» был показан документальный фильм «Взывающий».
Скульптура «Взывающий» - высокая одинокая фигура, руки которой сложены рупором – стала символом творчества Сидура.
Вадим Сидур. Взывающий (Режиссер: Галина Самойлова)
ВВЕРХ
|