Написал статью: Opanasenko
Елена Коловская: «Современный художник — хороший соавтор»
В Петербурге открылся очередной фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», отмечающий в этом году 15-летие (хотя его порядковый номер — тринадцать, было два годичных перерыва). В его рамках современные художники переосмысляют пространства городских музеев, чаще всего малоизвестных и не имеющих отношения ни к какому искусству. О том, как это происходит, Анне Матвеевой рассказала Елена Коловская, глава Петербургского благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ», инициировавшего этот фестиваль.
Мариам Гани. Краткая история коллапсов. 2013. Гатчинский дворец, Гатчина. Сourtesy Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «ПРО АРТЕ»
Анна Матвеева: Елена Федоровна, для начала ликбез. Как фестиваль появился и как развивался?
Елена Коловская: Мы придумали его в 2000 году в Фонде «ПРО АРТЕ», когда размышляли о том, как показывать современное искусство в Петербурге — городе-музее, где очень сильно классическое наследие. Внедрять современное искусство здесь очень непросто — историческое наследие все равно «перевешивает», в городе более 200 музеев. Мы решили «поженить» современное искусство и традиционное наследие, соединив их в одном пространстве. Нам хотелось, чтобы зрители приходили не только за современным искусством, но могли бы получить еще и дополнительную информацию, знания, впечатления. Искусство от этого только выиграет.
Надо сказать, музеи с большим пониманием относятся к тому, что в их стенах выставляется современное искусство, хотя это очень необычно, поскольку большинство из них — это не художественные музеи. Изначально мы решили, что два главных художественных «монстра» — Эрмитаж и Русский музей — в фестивале не участвуют, мы бы там утонули. Наши участники — специализированные музеи, часто естественнонаучные, технические. Многие из них только благодаря нашему фестивалю открывают свои двери для широкой публики; в том числе это ведомственные музеи, закрытые или полузакрытые, куда обычно ходят только специалисты. Иногда они работают для публики в «Ночь музеев», но «Ночь музеев» появилась позже, а мы очень гордимся, что стали первым музейным фестивалем города, объединившим совершенно разные музеи в одно большое событие. Некоторые музеи через нас знакомились друг с другом. Музейная сфера — это своеобразная гильдия, каста, у них одинаковые проблемы и одна миссия, неважно, технический музей или литературный, им есть о чем поговорить.
Итак, мы решили поместить современное искусство в необычный для него контекст. На самом деле сейчас в мире все больше современных выставок проходит в традиционных музеях, но когда мы начинали 15 лет назад, это еще не было трендом. По крайней мере в России мы были единственными, кто начал этим заниматься.
Елена Коловская. Фото: Дмитрий Поляков
А.М.: Это частная инициатива или фестиваль поддерживает город?
Е.К.: Изначально фестиваль финансировался грантами Фонда Форда. В 2007 году к нам обратился Комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга: обратился сам, это не я просила у них денег на фестиваль, а ровно наоборот, они сами заявили о готовности его поддержать. С тех пор мы на каждый фестиваль получаем субсидию от города и очень благодарны: это еще раз доказывает, что фестиваль городской и предназначен для горожан. Комитет, видимо, заинтересовался нами еще и потому, что у фестиваля сильная социальная составляющая: с самого начала первые два дня все выставки работают бесплатно, между музеями по всему огромному городу, от Пулково до Гражданки, ездят бесплатные автобусы. Мы стараемся снять все барьеры, которые могут не позволить публике прийти и посмотреть все выставки.
ВВЕРХ
|