Просмотров: 2310
Роман Семашкевич
Роман Семашкевич
Роман Семашкевич
Роман Матвеевич Семашкевич родился в 1904 году в местечке Лебедево, что неподалеку от Молодечно, в многодетной крестьянской семье, в которой воспитывалось шестнадцать детей. Трудиться нужно было с самого раннего возраста. Отец его работал садовником у помещика. От зари до зари работали дети вместе с отцом в окружении голубых лугов, цветов, огромного сада. Возможно, эта среда пробудила в детстве в Романе Семашкевиче любовь к красоте, желание рассказать о ней, умение видеть и выразить ее. Каждую свободную минуту его видели за рисованием. Красок тогда у него не было, и он выполнял свои рисунки соком, выжатым из цветов.
Занимался живописью, графикой, скульптурой. Учился в Виленской белорусской гимназии (первая половина 1920-х), где оформлял молодежный журнал «Рунь». В графических работах изображал трудовую жизнь крестьян, родную природу. С 1925 жил в Советском Союзе. Учился в Высшем художественно-техническом институте (Москва). В 1930 участвовал в 3-й Всебелорусской художественной выставке. Тематика живописных работ: революционная борьба трудящихся, изображение хорошо знакомых краевидов, образы мужественных борцов подполья, политических заключенных, деятелей белорусской культуры: «Голодовка политзаключенных в Лукишской тюрьме», «На этапе», Паны отбирают последнюю корову», «Издевки полиции». Кисти Романа Семашкевича принадлежат портреты: А. Гриневича, В. Тавлая, Я. Купалы, Я. Коласа; групповой портрет Н. Голодеда, Н. Гикало и А. Александровича. Роман Семашкевич создал скульптурную композицию «Юный борец».
Жена художника Наденжда Васильева вот так отзывалась о Романе Семашкевиче: «Мой муж, не только по моему глубокому убеждению, но и по свидетельствам многих знавших его современников, был одним из выдающихся художников 30-х годов».
Страсть к рисованию захватила его полностью, и, несмотря на привязанность и любовь к родителям, Роман Семашкевич покинул отчий дом и отправился в Вильно. Там ему с великим трудом удалось окончить гимназию и брать первые уроки живописи в студии Бранислава Тарашкевича. Одновременно он работал продавцом газет. В Вильно он принял активное участие в организации комсомола и привлек к себе этим внимание властей. В 1924 году пребывание там для будущего художника стало угрожающим, его преследовала полиция, и он уехал из Польши в Советский Союз. Здесь Р. Семашкевичу была предложена ответственная работа, но к должностям он никогда не стремился. Он попросил предоставить ему возможность продолжить обучение по искусству, и его направили в известный тогда в стране Витебский художественный техникум. Окончил его Семашкевич по классу скульптуры в 1927 году; в том же году он был направлен в Москву, во ВХУТЕИН, живописный факультет. Его учителями там были С. В. Герасимов, А. Д. Древин, по рисунку — Д. Н. Кардовский Учился Р. Семашкевич упорно, исступленно. Помощи ниоткуда никакой. Отчий дом — за кордоном. В день съедал двухсотграммовую булочку и выпивал флакончик рыбьего жира вот и все, что он мог себе позволить на 8-ми рублевую стипендию. Но он всегда жил как птица небесная, не думая, что будет есть и пить, во что одеваться. Только одна пища его стихия — искусство.
В Москве в то время жил Сергей Матвеевич Ромов (1883—1939) — художественный критик, журналист, переводчик, незадолго до этого приехавший из Парижа, где он прожил не одно десятилетие. Тонкий ценитель искусства, М. Ромов был человек очень образованный, был лично знаком с Пикассо, Матиссом, Марке и многими другими знаменитостями. Среди художников С. М. Ромов пользовался большим авторитетом. Он заметил работы Р. Семашкевича на выставках выпускников ВХУТЕИНа и очень поддерживал Романа.
Своей внешностью Р. Семашкевич, скорее, напоминал рабочего. Он был атлетического сложения, невысокого лета, был крайне молчалив. Во всей его фигуре сквозила па. Русые, слегка вьющиеся волосы, крутые надбровные брови, открытый лоб.
Кто же такой был художник Р. Семашкевич? В книге Художники группы «13» М. Немировская писала: «Семашкевич — одна из очень ярких и неведомых фигур в советском искусстве 20-х — 30-х годов». Почему неведомых? Это не так. Зрители 30-х годов хорошо знали, а те, я жив, и помнят его замечательное искусство Известный литературовед Н. И. Харджиев сказал, что считает его наиболее талантливым из группы «13». Крупнейшие наши деятели литературы и искусства были горящий поклонниками его яркого, самобытного дарования: А. Веселый, Н. Витинг, С. Герасимов, А. Древин, А. Дейнека, В. Катаев, Ю. Олеша, К. Паустовский, С. Ромов, Н. Харджиев, Д. Штеренберг, В. Элькони, П. Эттингер и многие другие. Просто после ареста его вычеркнули из жизни, как будто бы его вообще не было. Но дарование его столь значительно и ярко, что даже по течении пятидесяти лет его начали вспоминать. Ведь «сем забыть — значит обеднить себя.
Никакой «школы» Р. Семашкевич не признавал. Бесконечные рассуждения и споры об искусстве казались ему кнужными. Он говорил: «Я хочу жить, а не философствовать». Жить в его понимании — писать каждый день и целый день. И он писал. Сказать, что он любил искусство — значит ничего не сказать. Нищий, бессребреник, одержимый, наивный чудак.
Что и как он писал? Писал много и быстро. Чем быстрее писал, тем лучше получалось. Писал много портретов, особенно любил стариков, охотников; писал пейзажи городские, пейзажи со стадами лошадей, цветы. Писал в нарушение всех догм и правил. Его живопись отличалась яркой смелостью линий и самых сложных цветовых решений, удивительной цветовой насыщенностью. Р. Семашкевич не любил белила. Он говорил, что белила обедняют цвет. Его палитра состояла из чистых цветов. Она и сейчас горит в моих глазах. А изучение искусства скульптуры придало его живописи и рисунку особую весомость, непринужденность, усилив их звучание, углубив мастерство.
Главным его девизом было — писать, писать, писать. Нужно было много материала взамен холста. Подчас в ход шли любые куски ткани, простыни, матрацные наволочки. Семашкевич все делал сам. Натягивал холсты, грунтовал, сколачивал подрамники, подбирая для этого каждую доску. Через край лилась неуемная, отпущенная ему небесами сила. Поздно ложился спать, рано вставал. Без конца писал и рисовал меня и всех, кто попадал под руку. Часто писал по написанному, писал на холсте, фанере, картоне, бумаге. За полчаса — портрет. Иногда по нескольку полотен в день. Кончались холсты — перо и тушь.
Писал с натуры и без нее. Он не нуждался ни в каких подмалевках, ни в каких обводках. В своих воспоминаниях художник В. Милашевский писал о Семашкевиче: «...Разумеется, он (Семашкевич) никак не подходил к «общей линии». <...> Он был как некий «самородок», чистый вид изобразителя, из которого перло само собой, выливалось как бы из мешка драгоценности видений, красок, образов. Он был явлением...».
Известная художница Н. А. Удальцова сказала, что работы Семашкевича поражали внутренней силой, интересной композицией, мастерством исполнения. Художник Н. И. Витинг дал глубокий анализ и высочайшую оценку его творчества. Т. Маврина писала о Семашкевиче: «...У него получались полотна, которые хотелось иметь у себя дома, и не мне одной. Он сразу как-то стал мечтой коллекционеров».
Свои работы Р. Семашкевич оставлял где попало, раздаривал направо и налево. Ему было важно их написать. Дальнейшее его не беспокоило. Художники, писатели, коллекционеры тоже покупали у него картины и рисунки, но продавалось все за гроши. Р. Семашкевич был человеком очень добрым, трогательно любил животных, делился с людьми последней крохой. Никогда ничего не имел, никогда ничего не просил. На одной из выставок в 1932 году Дейнека сказал ему: «Роман, я записал тебя в МОССХ». «Записал—и хорошо»,— ответил ему Семашкевич.
Он много писал и много выставлялся. Были и персональные его выставки. Вот этапы его деятельности после окончания ВХУТЕИНа в 1930 году:
1930год — участие в выставке «Всекохудожника»; с этой выставки Третьяковская галерея приобрела картину «Автодор». Ранее Русский музей в Ленинграде приобрел картину «Чайная».
1931год — персональная выставка на Большой Дмитровке. 30 ноября — публикация с репродукцией в газете«Советское искусство». Участие в выставке группы «13» в актовом зале Московского университета.
1932год — творческая поездка по Белоруссии. Выстовки в Петрикове, Мозыре, Минске. О выставке в Минске был восторженный отзыв в газете «Звезда».
1933год — участие в юбилейной выставке «Художниц РСФСР за 15 лет» (с соответственным перечислением его работ в каталоге). В журнале «Искусство» (№ 4) помещена репродукция его картины. Творческая поездка на Северный Урал.
1934—1935 годы — творческая командировка oт МОССХа на Урал. Писал портреты знатных людей Златоустовского металлургического завода. Персональная вы ставка в Златоусте.
1936 год — творческая командировка на Алтай. Для выставки «Индустрия социализма» писал панораму Риддера. Выставка в Риддере.
1937год — творческая поездка в Белоруссию и подготовка к персональной выставке.
Кроме всего этого участие на ежегодных весенних и осенних выставках.
Произведения Р. Семашкевича имеются в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пущкина, в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее, в музеях Минска, Чебоксар, Николаева, Таганрога и других, у коллекционеров.
Разумеется, критика тех времен била по Семашкевичу, но, учитывая ее низкий профессиональный уровень, предвзятость, тенденциозность, он стойко все терпел. Жил в работал в окружении множества поклонников своего искусства, оно вдохновляло и поддерживало его.
Но совершенно неожиданно в ночь на 2 ноября 1937 года его арестовали. Посадили в черную машину и увезли, Больше я никогда его не видела. Все мои хлопоты в поиски были безрезультатными. Осудили его без суда, тройкой. Ему было только тридцать семь лет.
Вслед за арестом из нашей опечатанной комнаты забрали множество картин (173), подготовленных к очередной персональной выставке. После посмертной реабилитации картин не возвратили, несмотря на ходатайство и хлопоты Союза художников. Где они? никому неизвестно. Так Романа Семашкевича убили два раза. Где могила, замечательного художника Р. Семашкевича, мне также неизвестно. Занимался живописью, графикой, скульптурой. Учился в Виленской белорусской гимназии (первая половина 1920-х), где оформлял молодежный журнал «Рунь». В графических работах изображал трудовую жизнь крестьян, родную природу. С 1925 жил в Советском Союзе. Учился в Высшем художественно-техническом институте (Москва). В 1930 участвовал в 3-й Всебелорусской художественной выставке. Тематика живописных работ: революционная борьба трудящихся, изображение хорошо знакомых краевидов, образы мужественных борцов подполья, политических заключенных, деятелей белорусской культуры: «Голодовка политзаключенных в Лукишской тюрьме», «На этапе», Паны отбирают последнюю корову», «Издевки полиции». Кисти Романа Семашкевича принадлежат портреты: А. Гриневича, В. Тавлая, Я. Купалы, Я. Коласа; групповой портрет Н. Голодеда, Н. Гикало и А. Александровича. Роман Семашкевич создал скульптурную композицию «Юный борец».
Литература
1. Васильева Н. Р. М. Семашкевич (1900-1937) // Искусство 1988 № 11.
2. Гісторыя Беларускага мастацтва. Т. 4. Мн., 1990.
3. Изобразительное искусство Белорусской ССР. М., 1960.
4. Крэпак Б. Забіты двойчы. Роздум, факты, дакументы пра творчасць Р. М. Семашкевіча // Культура 1994 № 10-11.
5. Ліс А. Пякучай маланкі след. Мн., 1981.
6. Люторович П. В. Искусство Советской Белоруссии. Мн., 1959.
7. Орлова М. А. Искусство Советской Белоруссии. М., 1960.
8. Энцыклапедыя ”Літаратура і мастацтва”. Мн., 1987.
.
Роман Семашкевич. Переулок в Замоскворечье. (1930)
Роман Семашкевич. Мужская фигура (1930)
Написал полезное: Opanasenko
ВВЕРХ
|