Хива, ворота в пустыню Кызылкум, один из самых удаленных уцелевших городов Великого Шёлкового пути, хранилище древних памятников, ремесел и традиций, важная археологическая площадка: знакомству с городом посвящен третий выпуск программы “Узбекская жизнь”.
Одна из легенд об основании Хивы гласит, что город вырос вокруг колодца Хейвак, который был выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя. Во внутреннем городе Хивы Ичан-Кала, ставшем первым памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО в Средней Азии, и сегодня можно увидеть этот колодец…
Хива – жемчужина древнего Хорезма – культурного оазиса на северо-западе современного Узбекистана. Город был последней остановкой караванщиков перед пересечением пустыни на пути в Иран. Здесь процветали ремесла: хлебопечение, к примеру, за прошедшие столетия осталось почти без изменений.
Сегодняшние лепешки украшаются символикой древней местной религии – зороастризма. Зайнаб Абдуллаева, жительница “старой” Хивы, рассказывает, показывает и угощает: “Традиция изготовления наших хлебов передается из поколения в поколение. Мы специально обучаем этому девочек. Это ведь наши корни… Моя мать научила печь меня, а ее саму научила моя бабушка”. Местные женщины пекут хлеб в специальных глиняных печах, которые складывали и во дворах домов, и даже на старых городских площадях.
Историк Камилджан Худайберганов поясняет: “Хлеб – это все для узбека. В священной книге зороастрийцев, “Авесте”, говорится, что хлеб имеет сакральное значение. Он может сделать человека сильным и здоровым. В нашей традиции хлеб долгое время был коронным блюдом. Кстати, орнамент. которым мы украшаем наш хлеб, символизирует солнце – так его изображали во времена зороастризма. Солнцу поклонялись, считая его залогом мира, доброй воли и счастья. Вы можете увидеть сходный орнамент и на религиозных постройках”.
Зороастрийская символика – повсюду в старой Хиве. Свой след в городе оставили представители множества культур: через Хиву шли купцы из Поволжья, Индии, Ирана, Китая. Настоящий перекресток культурных, философских, религиозных течений!
Камилджан Худайберганов рассказывает: “Здесь всегда были сильные связи межу людьми, жившими в пустыне, и собственно горожанами. Шел интенсивный обмен товарами. Кочевники привозили в город молоко, мясо, другие товары. Горожане меняли это на хлеб и другие продукты, которых было не найти в пустыне”.
Два часа пути от Хивы, и вы въезжаете в сердце хорезмских степей, где археологи ищут и находят памятники древней среднеазиатской цивилизации. Воображение поражает городище Аяз-Кала – классическое хорезмское пограничное сооружение. А Топрак-Кала ( в переводе – “пыльная, или земляная крепость”) спеицалисты считают столицей династии, правившей Хорезмом в 2-3 веках нашей эры.
Всего вокруг Хивы насчитываается, по некоторым данным, несколько десятков городищ и крепостей, что делает регион важной и перспективной археологической площадкой.