Написал новость: tarasiy
Битва за Леонардо
Настоящая битва разгорелась между Италией и Францией из-за договоренностей бывшего итальянского министра культурного наследия Дарио Франческини, который пообещал передать Лувру большую часть произведений Леонардо да Винчи из итальянских собраний на время проведения выставки в честь пятисотлетия со дня смерти художника. На передовой — заместительница нынешнего министра Лючия Боргонзони, которая заявила, что новое правительство должно отказаться от этих «позорных» договоренностей. «Артгид» рассказывает подробности.
Леонардо да Винчи. Атлантический кодекс. Фрагмент. 1478–1518. Амброзианская библиотека, Милан
Выставка в Лувре, которая должна открыться в сентябре 2019 года в зале Наполеона, обещает стать одним из самых масштабных смотров произведений Леонардо да Винчи. Ее курируют глава департамента итальянского искусства XVI века Винсент Дельевин и Луи Франк из отдела графики.
Лувр попросил Италию предоставить все работы Леонардо да Винчи, принадлежащие итальянскому государству, за исключением неоконченного полотна «Поклонение волхвов», которое хранится в галерее Уффици и является частью постоянной экспозиции. Среди них такие музейные «хиты», как «Витрувианский человек» из венецианской Галереи Академии, «Голова женщины», известная под названием La Scapigliata, из Национальной галереи Пармы, «Портрет музыканта» из миланской пинакотеки Амброзиана, а также «Святой Иероним» из Ватиканской пинакотеки и «Благовещение» из собрания галереи Уффици. Известно, что Дарио Франческини почти на все просьбы французской стороны дал согласие.
Однако, по словам Лючии Боргонзони, итальянская сторона не собирается «искать способы, как избежать конкуренции с выставкой в Лувре». Для нынешней администрации, по ее мнению, это означало бы закрыть глаза на то, что Леонардо был итальянцем, и отодвинуть национальные интересы на второй план. «Отдать Лувру все эти картины — значит вытеснить Италию на обочину этого великого культурного события», — заявила она. Также замминистра отметила, что французы уже не раз пытались «колонизировать» итальянское искусство, как это случилось с «Джокондой». Поддержал Боргонзони и нынешний директор галереи Уффици, немецкий искусствовед Эйке Шмидт, которого, правда, больше волнует проблема сохранности произведений, чем национальные интересы Италии. Он объяснил отказ предоставить некоторые из запрошенных картин тем, что они требуют крайне деликатного обращения. «Мы могли бы предоставить некоторые из десяти рисунков, которые просит Лувр, но не картины, они слишком хрупкие для такого путешествия», — сказал Шмидт.
Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель. Между 1513 и 1516. Дерево, масло. Лувр, Париж
Французская сторона пока воздерживается от комментариев. Единственным, кто не побоялся ответить итальянцам, стал бывший министр культуры Франции Фредерик Миттеран. Он напомнил, что грубость нынешнего итальянского правительства разрушает сложившуюся традицию сотрудничества главных международных музеев, которые не разрывали соглашений даже в трудные годы холодной войны.
Впрочем, некоторые итальянские СМИ уверены, что проблема заключается не столько в Леонардо и борьбе за его наследие, сколько в расколе, который ранее произошел в отношениях Италии и Франции. Речь идет о множественных антифранцузских выступлениях министра внутренних дел Италии Маттео Сальвини, который известен крайне суровым отношением к Эммануэлю Макрону и его миграционной политике. Но Боргонзони отрицает такую версию и говорит, что «дело вовсе не в том, что картины попросила именно Франция». «С Финляндией было бы то же самое», — заявила она.
Также существует версия, что Дарио Франческини на посту министра культурного наследия вел переговоры с Францией о возвращении на родину полотна «Богородица с младенцем в величии, окруженная шестью ангелами» Чимабуэ, которое сейчас хранится в Лувре. И договоренности о предоставлении произведений Леонардо могли быть частью молчаливого соглашения между странами.
Леонардо да Винчи. Голова женщины (La Scapigliata). Около 1500. Дерево, масло. Национальная галерея Пармы
Тем не менее, нынешнее итальянское правительство уверено, что Франческини просто «распродавал» итальянскую культуру, как написала в своем твиттере Боргонзони.
Репутация у бывшего министра, который запомнился благодаря начатой им, но не доведенной до конца музейной реформе, действительно сомнительная. Франческини критиковали за его решение поменять директоров основных музеев страны и пригласить к участию в конкурсе на их места иностранцев. Еще большую волну возмущения вызвало решение вернуть в Колизей «гладиаторские бои» (первое мультимедийное шоу под названием «Кровь на арене» прошло в мае 2018 года). Против перестройки региональных культурных комитетов выступили искусствоведы, бывшие культурные чиновники и археологи, заявившие в коллективном письме, что они осуждают «хаос в сфере культурного наследия». «Франческини назначил новых директоров, которые получают огромную зарплату, но часто не имеют адекватной стратегии развития. Для того, чтобы увеличить доходы, они проводят в музеях свадьбы и банкеты», — говорится в письме.
Наследие Леонардо да Винчи, из-за которого разгорелся нынешний конфликт, разбросано по всему миру: произведения художника хранятся в Старой пинакотеке в Мюнхене, Национальной галерее искусства в Вашингтоне, Эрмитаже и других крупных музеях. Рукописи Леонардо также есть у Института Франции в Париже. Однако большая часть сохранившихся произведений мастера остается в Италии. Лувр пока не раскрывает, сколько работ он планирует показать и какие музеи уже дали свое согласие на участие в выставке.
ВВЕРХ
|